Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Дорогие дома: олимпийское спокойствие

Поселки по ценовым категориям / 27.08.2013

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
info@zagorod.spb.ru

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Удешевления рубля относительно доллара и евро, колебаний цен на нефть рынок элитной загород­ной недвижимости под Петербургом пока не заметил. Этот сегмент продолжает жить по собственным законам: дорогие дома покупают не с инвестиционными целями, а чтобы жить в них да радоваться. Как показывает опыт прежних лет, покупатели элитных объектов от колебаний курсов валют теряют значительно меньше представителей среднего класса или тех, кто ориентирован на самое демократичное жилье.

Тем временем цены на элитные объекты с начала года подросли, спрос немного активизировался. Покупатели в своих предпочтениях так же далеки от того, чтобы руководствоваться усредненными требованиями или типовыми проектами, подбирая дом по своему вкусу и представлению.

Без колебаний

В отличие от московской, петербургская дорогая загородная недвижимость живет в рублевом измерении уже много лет, не делая серьезных попыток привязать цены к доллару или евро либо проводить расчеты в валюте.

«Последние 7–8 лет выработалась определенная рублевая инерция, курс менялся незначительно, все взаимоотношения застройщиков с подрядчиками, поставщиками и кредиторами налажены в рублевом пространстве, поэтому даже по себестоимости эффект от снижения курса будет заметен не сразу, — поясняет Сергей Щерба, директор департамента управления проектами ГК «Олимп 2000». — При единовременной оплате привязка к у. е. для покупателя не имеет смысла, а при рассрочке все риски колебания валют уже заложены в ту дельту, которая существует между 100%-ной оплатой и рассрочкой».

По словам Тамары Поповой, руководителя отдела исследований рынка недвижимости компании Knight Frank St. Petersburg, падение курса рубля не влечет за собой значительного снижения покупательской способности. Активность может упасть лишь на сделках с привлечением ипотечного кредитования, которое на сегодняшний день слабо развито на загородном рынке.

Однако, по мнению Сергея Щербы, с определенным лагом недвижимость все же реагирует, наверстывая потери из-за инфляции и колебания курсов, но изменения будут незначительными, никак не на десятки процентов.

«Выход в кэш», откладывание покупки дома до появления бóльшей определенности в экономике — тактические приемы инвесторов, а загородную элитную недвижимость в инвестиционных целях сегодня не покупает никто, все приобретения совершает конечный потребитель. Нужен человеку дом, найден подходящий вариант, деньги позволяют — покупка совершается. Другое дело, что негативные настроения могут психологически повлиять на выбор самого дома. Александр Царев, председатель совета директоров компании «Росса Ракенне СПб» отмечает, что в разгар кризиса заказчики чаще просили сократить площадь дома, а когда общий информационный фон улучшался, проекты снова увеличивали метраж. В среднем площадь заказанных петербуржцами домов от Honka составляет 300 кв. м, московские клиенты компании тоже оптимизировали средний метраж — но до 400 кв. м.

Особняки с особинками

Говорить о каких-либо тенденциях в изменении покупательских предпочтений Александр Царев не видит смысла: и без того все «очень индивидуально», (например, 90% заказов домов Honka — это индивидуальное проектирование, несмотря на накопленную в компании базу из тысячи реализованных проектов), и зависит больше от психотипа покупателя, чем от ситуации на рынке: человек, привычный к быстрым решениям, так же действует и при покупке дома, а медлительный — наоборот.

Застройщики дорогих коттеджных поселков говорят о «второй волне» прежних заказчиков: пожив в своих первых загородных домах, они четче осознали потребности семьи и решаются на переезд. Хотя есть и другой подход. Александр Царев на собственном примере убедился в ценности сложившихся добрососедских отношений: в одном из первых коттеджных поселков компании «Росса Ракенне СПб» — «Хонка Парк» на 11 коттеджей, в Токсове, он живет с 1998 года и менять место жительства не намеревается. Тем более что деревянный дом позволяет достраивать недостающие помещения при желании.

В «Росса Ракенне СПб», компаниях «Олимп 2000», «СТИНКОМ» и «Русь: новые территории» также отмечают рост числа клиентов, заинтересованных в домах под ключ, с отделкой и мебелью, — чтобы купить и сразу переехать, не тратя время на отделку и меблировку. Правда, в элитном сегменте срок экспозиции готовых домов (и возврата инвестиций) прогнозировать трудно, и роста предложения застройщики не обещают.

Явно выраженной тенденцией в элитных предпочтениях можно считать осознание того, что даже сказочный «дом мечты» должен быть ликвидным: вовсе не факт, что в нем не придется жить всю жизнь и передавать по наследству, поэтому «продажные» характеристики стоит учитывать.

Окна роста

По данным Knight Frank St. Petersburg Research, количество позиционируемых в классе «элита» проектов за год не изменилось, в бизнес-классе их стало больше — 35 вместо 33 в 2012 году. Два поселка завершили продажи, а два новых вышли на рынок.

В элитных проектах насчитывается 435 домовладений, причем больше половины (271) — еще не проданы. В поселках бизнес-класса из 2078 домовладений свободными остаются практически половина, и это на 16% меньше, чем полгода назад. Сокращение предложения в Knight Frank St. Petersburg объясняют тем, что переориентация некоторых проектов на продажу участков без подряда понизила их класс.

Тем временем спрос на дорогие участки участки вырос, о чем свидетельствуют как данные Бюро аналитики, так и статистика Консалтингового центра «Петербургская недвижимость». В поселках Курортного района, например, за первые шесть месяцев 2013 года средняя цена предложения участков без подряда увеличилась почти на 20% — с 728 тыс. руб. за сот­ку до 870 тыс. руб. (на долю Курортного района приходится треть всего предложения в элитных коттеджных поселках).

По данным Knight Frank St. Petersburg, средняя стоимость коттеджа элитного класса 1,9 млн дол., бизнес-класса — 620 тыс. дол. Полугодовой рост цены составил 12% для элитного домовладения и более 8% для объекта бизнес-класса.

«Петербургская недвижимость» ведет статистику в рублях: в классе «элита» за год цена домовладения выросла с 44,6 до 45,4 млн руб., а квадратный метр, наоборот, немного подешевел и вместо 132 тыс. руб. в среднем стоит теперь 124 тыс. руб.

По бизнес-классу колебания цены малозаметны: 15,5 млн руб. за домовладение (участок с домом) прошлым летом и 15,6 млн руб. сейчас.

Продажи с плюсом

На сегодняшний день в наиболее выгодном положении девелоперы с готовыми предложениями, наиболее соответствующими предпочтениям покупателей, утверждают аналитики Knight Frank St. Petersburg. В связи с этим основное число сделок будет по-прежнему сосредоточено в поселках с высокой стадией готовности, имеющих развитую инфраструктуру. Эксперты Коллегии профессиональных девелоперов отмечают, что 2013 год по продажам можно считать успешным. В «Росса Ракенне СПб» сообщают о росте на 12% уровня прошлого года, а докризисный объем восстановлен еще в 2011 году.

Knight Frank фиксирует в продажах коттеджей относительно первого полугодия 2012 года плюс 36% для класса А и плюс 56% для класса В.

В рейтинге требований к дорогому дому, по мнению Александра Царева, повысилось значение двух факторов: комплексного инженерного обеспечения и удобства ежедневного маршрута от работы до дома. В Москве, например, говорят о росте интереса к поселкам недалеко от железнодорожных станций и запуске для жителей Рублевки через Барвиху и Усово «элитной электрички», с вагонами люкс и бизнес-класса.

Слово экспертам

Дмитрий Майоров, ген. директор компании «Русь: новые территории»:

Наша компания работает в среднем ценовом сегменте почти три года, и за это время сложилось впечатление, что наши покупатели весьма свободны в тратах. Приведу один из рядовых примеров. К нам приходят клиенты, которых интересует дом за 15 млн в «Особом статусе». Они выбирают и в итоге останавливаются на коттедже стоимостью 18 млн с рассрочкой на год. Через некоторое время покупатели приходят вновь и говорят, что им нужен еще и гостевой дом (баня с бассейном, навес с хозблоком). Цена вопроса — еще 10 млн. Таким образом, наши клиенты, купив дом за 18 млн, в течение двух лет готовы вложить еще 20–30 млн в обустройство (отделку, меблировку, ландшафт, дополнительные постройки). По элитному жилью ситуация сходная: люди готовы тратить в разы больше стоимости дома, но они не видят адекватных предложений.

В избранном В избранное
1637
Предложения