Появление таких проектов в прилегающей городу зоне несложно объяснить: застройщикам необходимо привлечь в ближний пригород покупателей. Реализуя проекты с более высокими качественными характеристиками, чем жилье в обжитых районах города, девелопер рассчитывает на рост покупательского интереса. Есть и еще одна причина. В течение минувшего года застройщики не раз отмечали, что спрос постепенно смещается от «жесткого эконома» к комфорт-классу. Это явление затрагивает не только городские новостройки, но и пригородную зону, которая сегодня составляет постоянную конкуренцию «большому Петербургу».
География комфорта
Конечно, в городе объектов комфорт-класса выводится в несколько раз больше, но немалая часть предложения сосредоточена сегодня в заКАДье. На начало года на пригородных территориях Ленобласти, по оценке Консалтингового центра «Петербургская недвижимость», реализуется 17 жилых комплексов, которые можно отнести к этому сегменту. «Объем предложения на первичном рынке в сегменте «комфорт» составляет 263,5 тыс. кв. м, или 21,8% объема предложения класса «масс-маркет» на пригородных территориях», — говорит Ольга Трошева, руководитель Консалтингового центра «Петербургская недвижимость». Значительная часть объектов расположена в зоне Кудрова Всеволожского района. Точечно объекты подкласса представлены во Всеволожске, Мурине, Узигонтах, Ванине, Колтушах и других населенных пунктах области. Причем в небольших населенных пунктах речь идет о мало- и среднеэтажном строительстве, включающем малоквартирные дома. Наиболее значительным объемом многоэтажного жилья подкласса «комфорт» является Кудрово — там представлены самые масштабные объекты. Например, ЖК «Семь столиц «Вена» и «Семь столиц «Лондон» компании SetlCity с совокупным потенциалом около 644 тыс. кв. м жилья, из которых 310,6 тыс. кв. м уже в продаже. Впрочем, южные территории скоро могут дать достойный ответ северу — на 2014 год в поселке Новоселье Ломоносовского района намечено начало реализации крупного проекта сегмента «комфорт»: на 330 тыс. кв. м жилья. Пригородное жилье популярно не только под Питером, квартиры от застройщика в подмосковье пользуются устойчивым спросом.
Что такое «комфорт»
Граница между экономклассом и классом «комфорт», по мнению специалистов, довольно расплывчата — в городе несколько лет назад основными требованиями покупателя были близость метро, универсальный магазин, желательно современного сетевого формата, в шаговой доступности и парковая территория в зоне досягаемости. Сегодня диапазон факторов, влияющих на решение покупателя, существенно расширился, а в пригороде обрел и специфические черты. Ключевые отличия класса комфорт сегодня не только в локации объекта, но и в его инфраструктуре. Немаловажно, что жилье этого класса в последнее время чаще всего строится в рамках проектов комплексного освоения территорий. Это дает преимущества жителям: после завершения проекта они получают собственную, более комфортную среду, в отличие от тех, кто проживает в сложившихся районах застройки. Специалисты «ПО «Ленстройматериалы» считают, что территории за пределами КАД позволяют разрабатывать максимально удобные планировки кварталов, поскольку не ограничены сформировавшейся городской застройкой. А значит, там можно создать более качественную среду проживания. Касается это как объектов инфраструктуры, так и общего благоустройства: жилые комплексы подсегмента отличаются улучшенной отделкой и оборудованием мест общего пользования. Так, в ряде комплексов Кудрова детские площадки оборудованы с применением антитравматичного покрытия, жилые кварталы обеспечены широким спектром социальных объектов: пешеходными зонами, велопарковками, зонами Wi-Fi. Но дело не только в локации. Девелоперам приходится равняться на возросшие требования потребителя. А покупатель внимательно изучает планировки, интересуется инженерно-техническим оснащением квартиры и дома, какие будут лифты, предусмотрен ли спуск в паркинг, охраняется ли дворовая территория, какие объекты инфраструктуры запланированы на первых этажах комплекса и в самом квартале. Отличается и внешний облик жилых домов — в отличие от экономкласса, может использоваться технология навесных фасадов (фиброцементные плиты, реже керамогранит), облицовочный кирпич или штукатурка в сочетании со сплошным фасадным остеклением балконов и лоджий, иногда отделка цоколя камнем грубой обработки. Применяются более современные решения и по части внутренней планировки зданий — с улучшенной отделкой мест общего пользования, более крупными оконными проемами, более просторными входными группами и холлами, с остеклением большей части балконов и лоджий в комплексе, часто панорамным.
Цена вопроса
Наконец, сегмент «комфорт» отличается от экономкласса более широким выбором планировок квартир и метража. Зачастую доля 2–3-комнатных квартир в этих домах больше, чем в подсегменте «эконом». Кроме того, в моде европейский стиль жизни: эргономичные и функциональные планировки. Средняя площадь однокомнатной квартиры комфорт-класса составляет на сегодняшний день от 38 до 50 кв. м, двухкомнатной — от 60 до 65 кв. м, а трехкомнатной — от 80 до 90 «квадратов». Средняя цена квадратного метра в пригороде, как и в городе, зависит от месторасположения, стадии готовности объекта и репутации застройщика. В начале марта, по данным КЦ «Петербургская недвижимость», в подсегменте «комфорт» она составила около 82,6 тыс. руб. Студии предлагаются от 2,55 млн руб., однокомнатные квартиры — от 2,75 млн руб., двухкомнатные — от 3,65 млн руб., трехкомнатные — от 4,75 млн руб. В цену зачастую включена стоимость чистовой отделки под ключ. Разница в средней цене квадратного метра в пригороде и городских обжитых районах при сопоставимом уровне качества примерно 20%.
Слово экспертам
