Риэлторы знают: при выборе загородной недвижимости покупатели руководствуются одновременно и здравым смыслом, и эмоциями. Поэтому продавец должен удовлетворить оба этих «запроса».
Освободите участок от мусора
Замечено: покупатель, приехавший на просмотр загородного дома, зачастую оценивает постройку только беглым взглядом (ему куда важнее потом попасть внутрь), и сразу же начинает исследование земельного надела. Ему важно, насколько просторен участок, как благоустроен.
Поэтому первое, что стоит сделать продавцу, это убрать с территории весь хлам. Даже шесть соток, приведенные в порядок, создадут ощущение простора.
Совсем негодные вещи вывезти на мусорную свалку. А те, что могут пригодиться будущему владельцу дома в хозяйстве (остатки стройматериалов, инструменты, оборудование), рекомендуется аккуратно сложить в одном месте – например, под навесом или в сарае. И при встрече не забыть продемонстрировать все это сокровище, чтобы клиент видел: нынешний собственник аккуратен и бережен с имуществом. Следовательно, и о доме он, вероятнее всего, позаботился – так формируется лояльность покупателя.
Желательно также провести «ревизию» растительного мира: подстричь кусты и деревья, при необходимости выкосить траву. Не помешает установить беседку – чтобы клиент, глядя на все это, сразу представлял себя на воскресном пикнике.
Косметический ремонт необходим
Следующий этап – приведение в порядок самого дома. Понятно, что никаких глобальных перестроек и переделок затевать не стоит. Но косметический ремонт просто необходим. Продавец, который желает продать свой объект быстрее и по более высокой, чем в целом по рынку, цене, следует переклеить обои, поменять пол, если он износился, обновить при необходимости двери и рамы, перекрасить потолок. Некоторые возразят: мол, покупатель все равно будет делать ремонт по своему усмотрению. Это, действительно, так. Но вид выцветших обоев и пожелтевшие потолки окажут весьма неблагоприятное впечатление на интересанта.
По этой же причине рекомендуется поменять сантехнику – установить самые дешевые унитаз и ванну, лишь бы они были новыми и чистыми. Старую мебель лучше выбросить.
Огромную роль играет исправность инженерных коммуникаций. Перед демонстрацией объекта необходимо проверить работоспособность отопительного оборудования (даже в теплый сезон – умный покупатель обязательно попросит запустить систему, чтобы проверить ее исправность), провести «испытание» всей инженерии.
Подготовьте документы заранее
Безусловным козырем в руках продавца является готовность всех документов, необходимых для оформления купли-продажи. Их перечень может зависеть от особенностей сделки. Так, например, если продается часть дома, то потребуется письменный отказ от первоочередного права покупки от совладельцев. Когда в сделке участвует несовершеннолетний, продавцу придется получить разрешение органов опеки и попечительства и так далее.
При условии, что все документы собраны и сделку можно оформить в считанные дни, продавец вправе требовать наценку за свое «качественное предложение».
Также продавцу стоит четко сформулировать достоинства своего объекта: месторасположение (какие поблизости есть объекты социальной инфраструктуры, места отдыха, магазины), транспортную доступность: клиенту надо рассказать о самых удобных и быстрых маршрутах, при этом показ объекта не стоит назначать на часы пик.