Рынок квартир в пригородных малоэтажных новостройках делится на две части, что соответствует разделению запросов покупателей. Одна часть покупателей ориентирована на самое дешевое жилье и выбирает пригород за выигрыш в площади и цене. Другая часть хочет повысить качество жизни за счет экологического благополучия и не нести при этом больших расходов по уходу за индивидуальным домом. Под каждую целевую аудиторию предлагается свой формат.
Экономия на метрах
Цены в мало- и среднеэтажных комплексах действительно весьма конкурентоспособны. Даже в густонаселенных многоэтажных «муравейниках» близ Петербурга квартиры предлагаются от 70 тыс. руб. за квадратный метр, а если срок сдачи объекта близок, то стоимость может увеличиться до 80–90 тысяч.
В малоэтажных проектах можно купить квартиру за городом по цене от 50 тыс. руб. за «квадрат», в частности в городе Сертолово Всеволожского района («Чистый ручей», «Золотые купола», «Новое Сертолово»), под Всеволожском («Молодежный квартал»), в Тосненском районе («Ижора Сити»). Малоэтажные проекты с невысокими ценами в последнее время появились в многоэтажном Кудрове (ЖК «Тихий город»).
В поисках чистых мест
С экологией все не так однозначно. Чтобы оказаться в экологически чистом месте, нужно уехать за 40–50 км от Петербурга. Однако в пригородной зоне есть и заводы, и склады, и полигоны хранения отходов. Каждое место нужно рассматривать отдельно, тщательно проверяя всю территорию вокруг комплекса (Интернет в помощь!), где планируется покупка квартиры.
В целом надо отметить, что северные пригороды чище, чем южные и восточные. Согласно экологическим картам Ленобласти самые благоприятные места для жизни (только те, где строится «малоэтажка») это Всеволожск и его северные окрестности, деревни Вартемяги, Касимово, Сертолово (все во Всеволожском районе). Относительно неплохая экологическая обстановка в городе Красное Село и в населенных пунктах Ломоносовского района.
С точки зрения экологии важен и подход застройщика к планировке территории комплекса: где предусмотрена парковка машин — во дворах или за их пределами. Если дворы закрыты от машин, выхлопы от прогреваемых двигателей не мешают жителям ни в квартирах, ни на детской или спортплощадке. Например, в ЖК «Петровская мельница» планировка территории от финского архитектурного бюро предусматривает подъезд автомашин только с внешней стороны квартала, а в безопасном пространстве между домами устроят зоны отдыха.
Закрытые для проезда и парковок дворы запланированы в проекте «NEWПитер» в пос. Новоселье.
В ЖК «Pietari» в центре Всеволожска у подземного паркинга будет эксплуатируемая кровля — с газонами и детскими площадками.
В новостройках в черте Петербурга такой подход даже в элитных проектах применяется нечасто.
Дело будущего
Наличие в пригородных мало- и среднеэтажных комплексах социальной инфраструктуры зависит от масштабов застройки. Есть небольшие такие проекты, состоящие всего из одного-двух корпусов. Понятно, что никто не будет строить в них детский сад и школу.
Даже в крупных проектах строить отдельное здание детсада или выделять для него встроенное помещение необходимо с соблюдением стандартов по пожарной безопасности, обустройству кухни, инсоляции. Поэтому нередко ограничиваются досуговым центром, центром развития и пр.
Так что квартиру в небольших комплексах лучше выбирать в местах со сложившейся «социалкой». Как правило, это крупные населенные пункты, административные центры: Всеволожск, Юкки, Кузьмоловский, Гатчина, Красное Село и др.
С другой стороны, на рынке представлены довольно крупные мало- и среднеэтажные жилые комплексы, в которых застройщики планируют строительство инфраструктуры. Однако школы и детские сады строят не раньше, чем при готовности по крайней мере половины проекта.
Строительство собственной социальной инфраструктуры декларируется в таких строящихся жилых микрорайонах, как «Новые кварталы Петергофа» (Петродворцовый район), «Неоклассика» (Пушкинский район), «Новое Сертолово», «Золотые купола», EcoCity (Всеволожский район), и некоторых других.
Возможно, целесообразно купить квартиру за городом в малоэтажном комплексе, который возводится неподалеку от многоэтажных проектов, тянущих за собой развитие инфраструктуры.
Как доехать
Иногда добраться из пригорода до работы проще и быстрее, чем миновать пару оживленных кварталов внутри Петербурга. Разумеется, для многих покупателей желанный вариант — жилье у метро. Но возле существующих станций метрополитена почти все территории плотно застроены. Между тем до целого ряда жилых комплексов в пригородах можно доехать на электричке, что является неплохой альтернативой поездке на собственном авто.