— Наталья Александровна, уже можно подвести итоги 2020-го и сделать прогноз на 2021 год.
— Рынок жилищного строительства претерпел значительные изменения: коронавирус развернул спрос от проектов массовой застройки, наиболее эпидемиологически рисковых территорий, к обособленным и автономным загородным проектам. Развернул настолько, что уже в 2021 году, уверена, мы столкнемся с дефицитом ликвидных, инфраструктурно обеспеченных загородных комплексов, которые обязательно вырастут в цене минимум на 15–20%. У нас нет понятного прогноза по поводу окончания пандемии COVID-19, но по мнению некоторых экспертов, вирус останется с нами минимум до 2022 года. А это значит, что нас ожидает минимум еще один высокий сезон аренды и приобретения загородной нед-вижимости. Разумеется, для тех, кто уже давно задумывается о собственном доме, пандемия стала дополнительным стимулом для приобретения «второго дома». А возможно, и полноценного переезда за город.
— Ваш проект основан на идее туристического города. Мы видим, что туристическому бизнесу в последние годы приходится несладко. Как изменятся стандарты курортного отдыха? Повлияет ли это на проект?
— Пандемия изменила не только рынок недвижимости, но и мировой туристический рынок, переориентировав его на внутренние направления и места, связанные с экологическим благополучием, рекреацией и медицинскими услугами. Как показал опыт высокого сезона лета 2020 года, большое число жителей Северо-Запада рисковым турам в Турцию предпочли северные курорты и базы отдыха в Ленинградской области и Карелии, спровоцировав настоящий бум загородных мест размещения и реальный импульс их развития, включая стандарты качества сервиса. Россия обладает очень высоким потенциалом развития внутреннего туризма, который обеспечен хорошим, качественным клиентским потоком, применительно абсолютно ко всем клиентским сегментам. Во всем мире ждут российских туристов, которые умеют тратить деньги на курортах.
Что касается бальнеологического и медицинского туризма, то его важнейшее преимущество — всесезонность. При обес-покоенности общества здоровьем и необходимостью восстановления после вирусных заболеваний загрузка номерного фонда медицинских курортов не упадет в низкий сезон — эти продукты будут востребованы. Но нам необходимо полностью модернизировать отрасль. У нас есть над чем работать — над качеством и разнообразием отдыха, международными стандартами сервиса. На этом фоне покупка курортной недвижимости становится одной из самых оправданных инвестиций, этот тренд сейчас лидирует по всему миру. В России речь идет именно о малоэтажной, рекреационной недвижимости, обес-печенной современной инфраструктурой, деловыми объектами, инфраструктурой wellness&spa, объектами семейного спорта и отдыха, «умной» жилой средой.
Недвижимость в рамках курорта Gatchina Gardens будет строиться по принципу healthy building, она чуть дороже, но обеспечит комфорт в любых обстоятельствах. В реалиях посткоронавирусного рынка это гораздо более ликвидный сегмент, предполагающий формирование комфортной жилой среды и автономность основных процессов жизнедеятельности в едином многофункциональном пространстве города-курорта, парка, дома или квартиры.
— На чем будет основана экономика туристического города? Какие точки притяжения капитала предусмотрены в проекте?
— Мы развиваем полноценную градостроительную инфраструктуру, но с акцентом на курортно-санаторную и туристическую инвестиционную платформу, построенную на принципах доходности и безопасности вложений инвесторов. Курортная недвижимость хорошо зарекомендовала себя во всем мире, она подходит для семейной жизни, ликвидна, функциональна, хорошо растет в цене.
Для развития инвестиционного потенциала территории не исключена возможность создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа (без привлечения государственных средств), что позволит заключать соглашения с региональным правительством о получении особых экономических привилегий и предоставлении налоговых каникул для резидентов, компаний, работающих в туристической отрасли. Использование природного ресурса, интеграция современных градостроительных стандартов с предельно пониженной плотностью застройки в сочетании с уникальным микроклиматом и туристической инфраструктурой позволят нам провести реновацию, модернизацию туристической отрасли на юге области, на один шаг опередив современную мировую практику. Мы строим курорт для постоянного семейного проживания, комфортный и безопасный город с функциями социального дистанцирования во всех сферах жизнедеятельности.
Планируем, что семейный, wellness&spa и бальнеологический туризм в Gatchina Gardens станет самостоятельным бизнес-кейсом.
— Каковы предпосылки для развития этого бизнес-портфеля?
— Прежде всего биоклиматические ресурсы территории, заслужившие высокую оценку Министерства здравоохранения РФ. Мы получили лицензию на право недропользования для добычи артезианской воды до 2043 года, лицензию на использование термальной минеральной воды, планируем использовать кембрийские глины. Сейчас мы проектируем курортный wellness&spa-отель на 350 номеров, управляемый международным оператором. У коммерческих и общественных пространств проекта большой потенциал для развития малого бизнеса. У нас много коммерческих помещений на первых этажах жилых домов — под рестораны, бутики, магазины, фитнес-клубы. Бульвары, набережные, парки, амфитеатр и велосипедная инфраструктура позволят привлечь дополнительные клиентские потоки. Все бизнес-кейсы будут работать в партнерстве с экосистемой ПАО «Сбербанк».