— Магнус, как вы пережили самоизоляцию?
— Я ни дня не провел в самоизоляции, работал как обычно. Работали и все специалисты в моей компании.
В целом это был очень сложный для всех год, пандемия стала вызовом. Многим пришлось закрыть бизнес, и это драматичная ситуация для большого числа семей.
В Польше до сих пор почти все закрыто, фактически работают только продуктовые магазины и аптеки, а противоэпидемические меры снова ужесточают. В Швеции открыто больше, но действуют ограничения для театров и кинотеатров, бассейнов и спортцентров.
Российский подход я оцениваю позитивно, по-моему, была выбрана верная политика, если сравнивать со Швецией и Польшей, где мы работаем. И я вижу, что люди в России не так печальны, как в других странах, ограничения есть, но они не сидят за закрытыми дверями. В Петербурге я вчера был в ресторане — впервые с октября! Видел лица людей без масок! Ощущения фантастические, как путешествие в мир Диснея.
— В Петербурге из-за пандемии в два раза повысился спрос на загородное жилье. Как изменился рынок недвижимости в Швеции?
— Я думаю, мы еще не видим окончательного эффекта. Первое воздействие пандемии на рынок недвижимости скорее позитивное: выросли и продажи, и цены. Прежде всего на жилую недвижимость.
— В Швеции это вряд ли связано с потребностью увеличить площадь жилья, как в России?
— Рост цен на жилье в Швеции, как и в Польше, где мы реализуем проекты Park Ostrowska и ArtHouse, не связан с желанием людей увеличить площадь жилья или переехать за город. В Швеции из-за пандемии снизились привлекательность и доходность коммерческой недвижимости, которая сейчас в пассивном состоянии. Многие инвесторы вывели деньги из биржевых инструментов и стали вкладывать их в жилье, показавшее наибольшую устойчивость, обеспечивая стабильную доходность инвестиций. Это и привело к росту цен.
Но речь об инвестициях в современные ликвидные проекты в привлекательных локациях. Особенно подорожала пригородная недвижимость, а также в центре городов — она всегда была привлекательна в долгосрочном плане. Как девелопер я оцениваю ситуацию позитивно: люди вкладывают больше денег в качественные проекты, в жилую среду, в образ и стиль жизни.
В 2021 году изменилось отношение банков к жилой недвижимости: напряжение, которое было в начале пандемии, прошло, сейчас они чувствуют себя намного увереннее и позитивнее воспринимают жилой сегмент с точки зрения ипотечного портфеля — как до пандемии.
— Понадобились ли какие-то изменения в проекте Gatchina Gardens вследствие опыта 2020 года?
— Разрабатывая этот проект, мы понимали, что создаем будущее, пишем сценарий на перспективу. И сегодня Gatchina Gardens соответствует актуальным ожиданиям и потребностям рынка, устойчив к новым вызовам, его можно назвать postpandemic city. Экологические аспекты, интеграция в природу и рекреация, чистая вода, здоровая среда для жизни, долголетие и медицинские возможности — все было предусмотрено заранее. Поэтому изменения не требуются.
Мы чутко улавливаем новые тенденции и готовы доработать детали, реагируя на изменения в окружающем мире. Продуманный проект инфраструктуры позволяет быстро адаптировать его к внедрению новых технологий и встраивать новые возможности. Например, несложно предусмотреть зарядки для электромобилей, если уже есть сети и необходимая мощность.
Для меня город Gatchina Gardens словно архитектурно-парковый мир Диснея: для детей и семьи, для спорта и здоровья, безопасный и удобный.
Эта философия нашла отражение в комплексе пяти ландшафтных парков, перетекающих один в другой, так что за каждым поворотом открываются новые панорамы. Очень важен коммуникативный аспект, в этом главная идея во взаимосвязи разных общественных пространств — для малышей и детей постарше, школьной территории, wellness&spa-отеля и амфитеатра. Центральной осью и точкой притяжения станет престижный пешеходный бульвар в русском стиле, с кафе, ресторанами, салонами и магазинами. Это целый остров разнообразных досуговых возможностей.
— Что сейчас можно увидеть на стройплощадке?
— Мы строим город. Огромный объем выполненных на сегодня работ не очевиден. Это получение разрешения на строительство, которому предшествовало изменение зонирования территории, получение проектного финансирования, создание инженерной инфраструктуры — получение и выкуп электромощности для объектов всего первого этапа и строительство линий электропередачи, получение лицензии на добычу питьевой артезианской воды и бурение восьми скважин глубже 100 м, строительство газопровода. На этот очень важный в реализации проекта этап потрачено 1,5 млрд руб. и много усилий, и прочная основа для города-курорта создана.
Сейчас строится инфраструктура, проводятся работы по вертикальной планировке первого этапа. Строятся первые дома — трех- и четырехэтажные Latte, Nordic Garden, Pushkin Elegant и Resort House, в них от четырех до 36 квартир, которые будут переданы покупателям через два года. Официальные продажи откроются в мае, стоимость квадратного метра от 185 тыс. руб. (для оформилвших бронь цена зафиксирована на дату бронирования). Наш проект вызывает очень большой интерес: люди осознали, насколько привлекательна возможность жить в здоровой, красивой и безопасной среде. Безусловно, мы учитываем и другие факторы, влияющие на рост цен на петербургском рынке жилья.
— В какой стране сегодня проектируют и обустраивают общественные пространства лучше всего?
— Не могу сказать, что одна страна в этом лучше других, у каждой свои традиции, природа, климат, плотность населения. Американский подход крайне прагматичный и функциональный, без эстетических притязаний. В Швеции важны социальные и ориентированные на здоровый образ жизни пространства, в Париже любят масштабность, в Гонконге все завязано на сложную логистику… В России вдохновляющие исторические традиции создания парков и ситуация с планированием территорий намного лучше, чем вы думаете.