– Константин Сергеевич, для начала давайте поговорим о «Репинской усадьбе». Какова степень готовности объектов и поселка в целом?
– В настоящее время проданные объекты передаются собственникам, а непроданные застройщик передает нам. Практически все дома в поселке построены, и во многих из них уже ведутся отделочные работы: по желанию клиентов, но с нашей деятельной помощью. Мы предоставляем своих дизайнеров, свои отделочные бригады – одним словом, помогаем по мере возможности. Не построены только несколько специфических VIP¬объектов. Это будут большие дома площадью от 1000 квадратных метров, спроектированные под заказчика. Поэтому, пока участок не продан, мы не начинаем проектные работы и строительство. Сейчас какие¬то VIP¬дома проектируются, какие¬то выходят на стадию строительства, какие¬то ждут хозяев. Вместе с тем можно сказать, что в целом первая очередь «Репинской усадьбы» готова и наши основные усилия сосредоточены на второй и третьей.
– И как обстоят дела со второй и третьей очередями?
– Строительство второй очереди идет полным ходом. Там тоже уже продано немало объектов, а окончательная сдача намечена на середину будущего года. Дома второй очереди не будут принципиально отличаться от домов первой, их будет лишь немного меньше. Первая очередь – 27 домов, вторая – 23 дома.
– А третья будет отличаться от первых двух?
– Да, прежде всего размером участков. Они будут очень большие, примерно по гектару. И хотя дома тоже немаленькие, они практически не будут просматриваться на таких участках, поскольку окажутся в лесном массиве. Мы купили 23 гектара леса вблизи реки Сестры, часть территории в будущем превратится в обустроенный для отдыха лесопарк, а часть будет отдана под третью очередь поселка «Репинская усадьба». Отчасти по причине больших участков коттеджей здесь будет выстроено сравнительно немного, 10–15. Эта очередь никак не привязана к первой и второй, застройка будет вестись по определенному плану и особым способом. Проектирование и строительство предполагаются исключительно под заказчика.
– Завершена ли инженерная подготовка территории?
– С нашей стороны весь необходимый комплекс работ проведен. Но мы ведь имеем дело с естественными монополистами, которые далеко не всегда выполняют свои обязательства в полном объеме и в указанные сроки. Магистральная газовая труба будет подведена к поселку осенью. До этого мы полностью завершим внутреннюю разводку, чтобы сразу же подключиться к магистрали. Что касается электричества, то мы рассчитываем на строительство большой подстанции на 50 мегаватт, а также двух подстанций на 35 мегаватт в Ленинском. У нас есть и свой резерв мощности, но мы все¬таки надеемся на введение новых мощностей силами Ленэнерго.
– Ваша компания выполнила немалый объем работ на территории «золотого треугольника», которой именно вы дали такое название. В результате вы приобрели определенный опыт и, надо полагать, извлекли какие¬то уроки. Какие?
– Тогда мы со многими вещами сталкивались впервые. И неожиданности, порой неприятные, заставляли по ходу дела что¬то менять в работе. Ранее, к примеру, мы взаимодействовали с генподрядчиком по более простой схеме, доверяя ему приемку готовых объектов. Однако с течением времени стало понятно, что генподрядчик, который сам строит дома, не может контролировать сам себя. Поэтому мы пошли на такой шаг, как создание полноценной службы заказчика, – раньше этой структуры у нас не было. Пришлось приспосабливаться и к текущим изменениям в законодательстве. Законы и различные подзаконные акты все время меняются, как правило, усложняются, и приходится как¬то перестраиваться, чтобы не вступать в конфликт с соответствующими органами. В прошлом году, в частности, произошли серьезные изменения в области регистрации прав собственности на земельные участки и дома, потребовались новые разрешения, процедура стала сложнее, и мы должны были учитывать это в работе. Приходилось что¬то перестраивать, доделывать, додумывать и так далее.
– «Репинская усадьба» – это ваш первый серьезный опыт комплексной коттеджной застройки?
– Если говорить о масштабах и специфике работы, то первый. Хотя, конечно, мы уже строили до этого коттеджные поселки, некоторые из них, кстати, недалеко от «Репинской усадьбы». Мы там строили не все дома, часть коттеджей возводили другие компании, отсюда и определенный архитектурный разнобой. Но это тоже опыт. Кроме того, не будем забывать, что мы построли коттеджные поселки «Новая Райвола» и «Приморье».
– В таком случае имеет смысл поговорить о них.
– Первые очереди этих поселков практически завершены, сейчас в домах проводятся отделочные работы. «Новая Райвола» – это 12 комфортабельных деревянных домов, расположенных в очень живописном месте, вблизи поселка Рощино. В основном это дома финских производителей, построенные из клееного бруса. Мы строим деревянные дома исключительно из клееного бруса – надежного, долговечного и эстетически привлекательного материала. Причем используем продукцию как финских, так и отечественных производителей. Поселок «Приморье» расположен на 37¬м километре шоссе, ведущего из Зеленогорска в Приморск. Там мы тоже строили деревянные дома из клееного бруса. Кому¬то эти дома служат комфортабельными дачами, где можно отдыхать в сезон или на выходных, но при желании они вполне могут стать полноценными домами для постоянного проживания.
– Будете ли вы продолжать строительство деревянных домов в уже освоенных или других районах Ленобласти?
– Прежде всего мы планируем строить деревянные коттеджи в тех же самых районах. И в Рощине, и на Приморском шоссе уже запущены вторые очереди вышеназванных коттеджных поселков.
В Рощине начинается подготовка участка на Заречной улице, причем мы будем строить там дома на очень сложном рельефе, где перепад высот на фундаменте до пяти метров. В силу специфики этого участка получается так, что все дома, даже если они одного и того же проекта, получаются индивидуальными. Такие дома требуют особых проектных и строительных решений, что, понятно, их несколько удорожает. В частности, к этим домам очень сложно подъезжать строительной технике, всегда есть опасность оползня, а значит, необходимо укрепить грунт и сделать особо прочный фундамент. Есть свои сложности и в части организации инженерного обеспечения таких домов, но мы все равно решили их строить.
– Нет опасений, что такие дома окажутся маловостребованными?
– Нет, таких опасений у нас нет. Мы знаем, что подобных предложений на рынке очень мало, в то время как любителей жить в таких домах достаточно. Пока мы сняли эти объекты с продажи, поскольку сами еще не знаем, во что выльется строительство. Но клиенты умудряются как¬то добывать информацию и звонят нам, чтобы узнать об этом проекте побольше. Продажа начнется, когда доведем строительство до какого¬то логического конца, уже будет ясна общая концепция поселка и проявятся контуры конкретных домов.
– Как обстоят дела со второй очередью «Приморья»?
– Там тоже полным ходом идет освоение участка. Будем строить дома, соответствующие месту. Мы можем себе позволить такой стереотип работы, поскольку не привязаны к какому¬то производству домов, а значит, свободны в выборе строительных технологий и архитектурных решений. Со временем мы планируем освоить еще и строительство панельно¬каркасных домов. А пока строим их только в небольших объемах, причем в южных районах Ленобласти.
– Вы уже начинаете осваивать и южные районы?
– Исходя из мониторинга рынка и пожеланий некоторых клиентов, мы решили, что имеет смысл развернуть строительство панельно¬каркасных домов в Тосненском районе. Кто¬то хочет иметь загородный дом именно здесь, но поскольку этот район не считается престижным, мы будем строить там более дешевые дома.
– Но и «золотой треугольник», как я понимаю, не будет забыт? Вы успешно работаете на всех направлениях, но это ведь, можно сказать, направление главного удара?
– Конечно, не будет забыт. Помимо трех очередей «Репинской усадьбы», мы планируем построить здесь еще три коттеджных поселка. Один из них – «Зеленая поляна», он будет ближе к поселку Репино, другой мы решили назвать «Бобры», поскольку он запланирован на берегу реки Сестры, в которой действительно водятся бобры (во всяком случае сейчас). Мы уже проводим маркетинговые работы, оцениваем, сколько объектов следует построить, занимаемся прокладкой коммуникаций. Третий поселок еще без названия. У нас нет пока его концепции, есть только участок земли.
– То есть планы у вас большие. Давайте в заключение коснемся проблемы управления построенными объектами. Вы берете на себя эту функцию или передоверяете обслуживание сторонней управляющей компании?
– Мы обслуживаем свои поселки самостоятельно. Помогаем решать технические проблемы, содержать территорию в чистоте – одним словом, не бросаем заказчиков на произвол судьбы.