История финского рыбацкого поселка Терийоки — будущего Зеленогорска — началась, по разным версиям, не то в XVI, не то в XVIII веке. Такие расхождения не удивляют, если учитывать масштаб и значимость населенного пункта: до второй половины XIX столетия в Терийоки текла скромная замкнутая жизнь, малоинтересная окружающим.
Все изменило строительство Финляндской железной дороги: в 1870 году было налажено регулярное сообщение между Петербургом и Выборгом — и на берег Финского залива поехали дачники. Мода иметь или снимать дачу в этом районе распространилась исключительно быстро. Застройка, поддержанная специальным планом строительства и благоустройства дач, шла с размахом, а цены на земельные участки с начала 1880-х до первых годов XX века выросли примерно в десять раз.
Здесь жили и работали Д. И. Менделев, И. П. Павлов, П. Ф. Лесгафт, В. М. Бехтерев, адмирал С. О. Макаров, поэт А. А. Блок, художник В. А. Серов, писатель Л. Н. Андреев, а летом 1912 года выступала труппа В. Э. Мейерхольда.
Вторая, советская, волна петербургско-ле-нинградских отдыхающих на Карельском перешейке включала в себя самый разнообразный контингент: от школьников, населявших пансионаты и лагеря, до академиков, литераторов и крупных чиновников, получавших персональные дачи. Последние оказались сосредоточены преимущественно в Солнечном, Репине и Комарове. В 1960–70-е годы зеленогорский ресторан «Олень» стал модным местом отдыха ленинградской богемы.
День сегодняшний
Относительно демократичный имидж Зеленогорска, сложившийся в советское время, имел далеко идущие последствия. В 90-е годы, получив возможность приобретать загородные дома и участки в собственность, состоятельные петербуржцы в первую очередь направили свои стопы к советским поселкам-легендам Репино и Комарово с их профессорскими и писательскими дачами. Тяга к наследию элиты недавнего прошлого привела к тому, что к началу 2000-х свободных участков на этих территориях практически не осталось, а цены взлетели до цифр, казавшихся невероятными. Зона между Репином, Комаровом и поселком Ленинское получила наименование «золотой треугольник» — аналогия с «золотым треугольником» в центре Петербурга оказалась тем более справедливой, что цены на старые дачи здесь были сопоставимы со стоимостью недвижимости на Невском.
Цена на землю в самых дорогих местах Курортного района — Комарово и Сестрорецке — сегодня достигает 50 000 дол. за сотку. Зеленогорск же среди риэлтеров считается представителем следующей ценовой категории — там сейчас цена на участки несколько ниже. Впрочем, такое соотношение — не навсегда. Вероятно, уравнивание цен является делом недалекого будущего. Инерция исторически сложившихся представлений о престижности уже привела к буму цен в «золотом треугольнике».
Зеленогорску такой бум еще предстоит пережить, когда его потенциал и аура будут оценены в полной мере. Во всяком случае, последние данные о развитии города и эволюция здешнего рынка недвижимости позволяют говорить о том, что его ожидают вполне обоснованная переоценка и движение вверх в иерархии петербургских пригородов.
Очки в пользу Зеленогорска
На какие же отличительные черты и перспективные возможности Зеленогорска следует обратить внимание будущему жителю Курортного района, стоящему перед нелегким выбором между различными городками и поселками или уже остановившемуся на Зеленогорске, но хочет знать о нем больше?
Даже среди населенных пунктов Курортного района, по определению комфортных и предназначенных для оздоровительного отдыха, Зеленогорск выделяется чистотой — как в глобально-экологическом, так и в простом бытовом плане. Разумеется, на его территории нет промышленных предприятий — но это общая норма для курортных городов. Зеленогорск сейчас отличает то, что его экологическая ситуация не испытала на себе негативного воздействия не только промышленности, но и бегущих подальше от промышленности отдыхающих — просто потому, что последних здесь по традиции оказывается существенно меньше, чем в уже упомянутых Комарове или Сестрорецке. Благодаря этому пляжи Зеленогорска остаются одними из самых чистых в районе. Весьма, кстати, симпатичен с точки зрения чистоты и опрятности и сам город: улицы и парки обращают на себя внимание ухоженностью — эта черта сохранилась еще с финских времен.
Наряду с истинно курортной чистотой Зеленогорску присущ вполне городской уровень развития социальной инфраструктуры. Это, конечно, особенно важно для тех петербуржцев, которые подумывают не о «дачной» жизни здесь, а о том, чтобы переселиться сюда окончательно. Магазины, рестораны, школы, медицинские учреждения, даже своеобразный концертный зал, в роли которого иногда выступает лютеранская кирха, — все это должно заинтересовать потенциальных круглогодичных жителей Зеленогорска. Для них также будет иметь значение и приемлемая транспортная доступность пригорода: центр Зеленогорска от Санкт-Петербурга отделяют 45 километров, что означает примерно полчаса езды на машине.
В Зеленогорске сейчас невозможна организация коттеджных поселков: доступные для застройки участки в дачной зоне города не так велики и позволяют только индивидуальное строительство. Для будущего домовладельца это может быть существенно, если он придает большое значение социальному окружению. Решая приобрести дом в формирующемся коттеджном поселке, покупатель неизбежно берет на себя некоторый элемент риска: далеко не сразу можно понять, кто вой-дет в число жильцов поселка, как сложится там сосуществование соседей. В случае же строительства на территории курортного города застройщик еще на этапе поиска участка видит фактически готовую социальную среду, в которую ему предстоит влиться. И эту среду уже можно анализировать, оценивать и выбирать так же, как и другие характеристики земельного участка.
Для лириков и яхтсменов
Зеленогорску есть чем привлечь как лирически настроенных покупателей, ищущих традиционной дачной романтики, так и самых прагматичных и расчетливых, которых интересует современный комфорт. Любителям российского дачного прошлого, мечтающим приобщиться к культурным корням, стоит напомнить, что именно Терийоки-Зеленогорск был одним из центров петербургской загородной жизни до революции. Позднее он принадлежал к независимой финской территории (в отличие, например, от непрерывно русско-советского Сестрорецка), а этот эпизод истории и оставшиеся от него следы уже могут заинтересовать современных «западников», которые хотят приблизить свою жизнь к Европе. Наконец, Зеленогорск — перспективное место и для рациональных домовладельцев, для которых важны не старые традиции, а то, что город может предложить им сейчас и в ближайшем будущем. Их, вероятно, заинтересует, что в Зеленогорске ведется строительство яхт-клуба, которое должно принести с собой укрепление берега залива, благоустройство пляжа и прибрежного парка и общий подъем инфраструктуры города.
По всему выходит, потенциальным домовладельцам с самыми разными интересами и приоритетами имеет смысл обратить внимание на Зеленогорск — тем более что ценовой бум у него еще только начинается.