Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Тепло природного камня

Фасадные отделочные материалы / 07.06.2008

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
[email protected]

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
В названии статьи нет ошибки, хотя большинство видов природного камня, используемых при отделке зданий и помещений, на ощупь холодны. Да и теплоизолятор из камня неважный. Но неповторимая фактура бесчисленных видов, их уникальный, зависящий от месторождения рисунок и цвет, наконец, сам факт естественного происхождения делают камень превосходным. отделочным материалом.

Каменные постройки, если их обходят стороной войны и стихийные бедствия масштаба землетрясения, стоят тысячелетиями, практически не разрушаясь. Собственно, именно благодаря природному камню мы можем сегодня наслаждаться шедеврами инженерного и строительного гения древних мастеров. Египетские пирамиды и храмы — место паломничества археологов и туристов. Римские здания и инженерные сооружения (дороги, мосты и акведуки) встречаются почти по всей Европе, на побережье Средиземного моря. Многочисленные замки и церкви более поздних эпох и стилей рассыпаны по континенту от запада до востока. Высятся белокаменные храмы — архитектурные памятники Древней Руси. Знаменитый город Мачу-Пикчу в Перу сложен из каменных блоков, а о назначении туфовых истуканов острова Пасхи историки гадают до сих пор…

В слаборазвитых странах обычно сооружают дома из подручных материалов. Поэтому неудивительно, что в горных районах, где вокруг нагромождение скал, до сих пор нередко живут в каменных домах. В развитых странах уже не один век из камня не строят, что вполне понятно: есть множество других, созданных человеком строительных материалов, которые куда дешевле и удобнее в работе и при эксплуатации. Вероятно, по этой причине мы не сумеем, как предки, похвастаться долговечным жильем, и возможно, археологи будущего будут больше знать о жилье наших современников из бедных регионов, а не жителей развитых стран. Впрочем, каменной долговечностью может похвастаться и качественно изготовленный кирпич.

Примечание

В архитектуре камень стал одним из основных отделочных материалов, одинаково часто используемых как для наружного оформления зданий, так и для декорирования интерьеров. Незаменим он и в саду — как материал для мощения дорожек и площадок, а также изготовления скульптур, мебели и других малых архитектурных форм.

И это неудивительно, ведь камень завораживает своей неповторимостью. Чем дольше смотришь на неровную фактуру или всматриваешься в сложный и, казалось бы, хаотичный узор, тем труднее оторваться. Лучше других это поняли японцы, создавшие сады камней, сложная символика которых понятна только посвященным.

Насчитывается около восьми тысяч видов природного камня, но в строительстве чаще всего используют разновидности мрамора, гранита, лабрадорита, сланцев, песчаника, известняка и др. Набор небольшой, но структура, рисунок и цвет каждой породы различаются в зависимости от места происхождения. Поэтому коммерческое «имя» камня обычно включает название породы, ее цвет и месторождение.

Камень и шедевры

Выдающиеся примеры отделки камнем можно найти у знаменитых архитекторов ХХ века, чьи работы стали основой современного частного домостроения. Главная идея, которая объединяет таких непохожих по стилю зодчих, как Фрэнк Ллойд Райт и Людвиг Мис ван дер Роэ, — это связь здания и окружающего ландшафта. Правда, каждый мастер решал эту задачу по-своему: Мис «заворачивал» свои нарочито геометрические постройки в стекло, а Райта распластывал здания на земле.

Павильон Германии на международной выставке в Барселоне построен Мисом ван дер Роэ в 1928–1929 годах, разобран в 1930-м, после окончания выставки, и восстановлен в 1986 году. Эта постройка — выставочный концепт жилого дома, о котором написан не один трактат. Его можно назвать концентратом идей архитектуры XX века, потрясающей по продуманности работой зодчего с пространствами и материалами. Восхищаться этим павильоном можно бесконечно долго, а описывать структуру словами бессмысленно — это нужно видеть. Пространства перетекают одно в другое, с каждой новой точки открывается неожиданный ракурс — и все это с минимумом «архитектурных излишеств». Главное, что интересует здесь нас, — демонстрация того, как с помощью тщательного подбора материалов можно даже на обычной плоской стене создать декоративный эффект, не уступающий замысловатому декору традиционной архитектуры.

Комплекс с двумя бассейнами, облицованными черным стеклом, построен на монументальном цоколе из травертина. С одной стороны павильон закрыт стеной из травертина, с другой — скобообразной стеной из зеленоватого тиносского мрамора. В здании со стеклянными внешними стенами в центре гостиной и всей постройки свободно стоит стена из полированного золотистого оникса. Каменные панели тщательно подобраны по рисунку, так что на одной стене возникает неуловимый образ волны, а на другой — узоров калейдоскопа. Используя декоративность природного камня, архитектор создал европейское отражение японского храмового сада камней — места, предназначенного для созерцания. Здесь все дело не в особым образом расставленных камнях, а в искусно сложенной композиции из плит.

Райт построил за свою жизнь более 300 частных домов — от больших и дорогих особняков до скромных коттеджей, рассчитанных на небогатых людей. Кстати, именно его эксперименты и положили начало массовому загородному домостроению, доступному среднему классу.

Примечание

Главным нововведением архитектора был комплексный подход: он не только строил дом, но и оформлял интерьер, обустраивал ландшафт. Чтобы связать интерьер с обликом дома, он нередко использовал одни и те же материалы во внешней отделке здания и в помещениях.

В 1937 году по заказу Эдгара Кауфмана Райт строит в лесах Пенсильвании виллу для уик-эндов, которая стала самой знаменитой его работой и одной из икон архитектуры XX века. Дом расположен на участке с красивым водопадом, служащим частью здания. Горизонтальные плоские объемы строения, нависая над водопадом, растворяются в окружающей природной красоте, хотя, кроме натуральных цветов камня, на фоне лесной зелени выделяются белые стены и красные рамы. Одну сторону дома образует массив каменной кладки, другую — стекло. Фактура кладки повторяется на внутренней стене, которую не стали штукатурить. Подобные переходы материала внешних стен в интерьер, не удивляющие нас сегодня, были новым решением для того времени. Еще бы, «пускать» в обычно тщательно отделываемые и «вылизываемые» комнаты грубо отесанный камень — это как минимум свежо.

Камень Петербурга

В окрестностях Петербурга есть месторождения гранита, сланцев и известняков (знаменитый пудостский камень — это известняковый туф), на улицах не так много зданий, одетых в камень снизу доверху. Прогуливаясь по центру города, нельзя не обратить внимание на такие шедевры архитектуры, как Казанский собор (отделка пудостским камнем), Исаакиевский собор (мраморная облицовка стен и гранитные колонны) и Мраморный дворец (облицовка стен разными сортами мрамора). Гранитом оформлены набережные и мостовые, а величайшее достижение гранитной архитектуры — это Александрийская колонна, выточенная из одного куска. Конечно, создание таких шедевров могла себе позволить только великая империя, правители которой были готовы бросить все силы на демонстрацию могущества державы.

По-настоящему широкое распространение каменная отделка зданий получила с наступлением эпохи модерна, на рубеже XIX и XX веков. Порталы, портики, наличники, резной декор — все эти элементы изготовлялись уже не только из традиционного для этих целей гипса, но и из камня. Особой популярностью пользовался талькохлоритовый сланец — светло-серый, теплого оттенка камень, легко поддающийся обработке, с четкими графичными контурами резьбы. Но и гранит не сдавал позиции, и иллюстрация тому — Банкирский дом Вавельберга на углу Невского пр. и Малой Морской ул. Мрачное здание постройки архитектора М. Перетятковича, отделанное серым сердобольским гранитом, за сходство с венецианским Палаццо дожей получило в народе прозвище «денежкино палаццо». Примеров подобных построек в городе немало.

Примечание

При отделке загородных домов камень использовался довольно умеренно — ведь большинство построек были деревянными. Обычно каменный «декор» ограничивался облицовкой цоколя. Самый известный — и самый большой! — оформленный камнем загородный дом — это знаменитый Большой Гатчинский дворец, стены которого облицованы парицким известняком. И архитектура дворца, и отделка во многом уникальны для Петербурга.

Популярность камня резко возросла в последние годы — с ростом городского и загородного строительства. Камнем вновь, как в эпоху модерна, стали не только облицовывать цоколь, но и оформлять вход в дом, окна и террасы. Стоящему в природном окружении коттеджу каменная отделка всегда к лицу. Да и мощеные дорожки в саду выглядят куда лучше, чем асфальтовые. Сегодня камень используется в отделке загородных домов все больше, но, к сожалению, обычно все изыски архитектуры оказываются за высокими заборами частных усадеб.

Выбор камня

Для каждой цели подходят определенные виды камня, поэтому при выборе нужно руководствоваться прежде всего механическими и физическими свойствами материала. При внешней облицовке зданий требуется устойчивость к перепадам температуры и влажности воздуха, а для полов и лестниц — стойкость к истиранию и ударам. Например, мрамор плохо переносит кислоты, щелочи и петербургский климат, поэтому из него не стоит делать кухонную столешницу (ее можно испортить пролитым лимонадом или чашкой кофе), а садовую скульптуру придется регулярно обрабатывать защитными составами и укрывать на зиму. Гранит лишен этих недостатков, но радиоактивен, поэтому злоупотреблять гранитной отделкой в помещениях не стоит. Архитекторы и дизайнеры нередко используют в композиции не только различные цвета одного камня, но и несколько разных видов. Гармоничны сочетания либо близких по тону материалов (розовый и красный гранит), либо, наоборот, контрастных (белый и черный мрамор).

Примечание

При комбинации разных видов камня все они должны иметь схожие характеристики. Например, одинаковую устойчивость к постоянной механической нагрузке. Использование в облицовке пола мраморных и гранитных плит приведет к тому, что мрамор будет стираться быстрее, чем гранит, и сильно царапаться при попадании частиц песка. Такое покрытие довольно быстро потеряет декоративность.

Существует несколько разных фактур лицевой поверхности плит обработанного камня, а конкретные варианты обработки зависят от вида. «Скала» названа так за грубую поверхность, имитирующую естественный неоднородный скол. Такого эффекта можно достичь только при ручной обработке — ведь перепады рельефа достигают 20 см! Бучардированная фактура создается ударами специальным твердосплавным инструментом — бучардой, оставляющей на поверхности выколки с перепадами уровня до 5 мм. Пиленая поверхность — шероховатая плоскость расположенными продольными канавками глубиной до 5 мм глубиной. Термообработанная поверхность тоже шероховатая, со следами шелушения от воздействия струей горячего газа. Шлифованной называют слегка неровную поверхность со следами обработки абразивным инструментом и перепадами уровня до 2 мм. Лощеная поверхность — гладкая и матовая, а полированная — гладкая, с зеркальным блеском, и лучше всего выявляет цвет и рисунок материала. Выбор цвета и фактуры поверхности зависит от архитектурного замысла проекта и вкусов заказчика и не определяется никакими нормами, но, разумеется, следует учитывать особенности использования. Скажем, отделывать крыльцо полированным камнем не стоит — мокрая поверхность обледенеет и будет скользкой и потому опасной. Во внешней отделке зданий чаще применяются грубоватые поверхности, полированный камень обычно слишком блестящий и выглядит ненатурально. Для полов, подоконников, столешниц больше подойдут плиты полированного или лощеного камня.

Примечание

Натуральный камень не зря считается «эксклюзивом», ведь даже такие искусные современные имитации, как керамогранит и искусственный камень на основе цемента, не способны заменить природный материал. Благодаря неповторимости рисунка и оттенка каждое здание и каждое изделие становится единственным в своем роде.

Отличить натуральный камень от подражаний легко по рисунку — у искусственного камня он более однороден и без случайных включений. Пластмассовые имитации легко царапаются, а в композитных материалах на сколе поверхности просматриваются четкие границы между минералами.

Несмотря на конкуренцию со стороны искусственных материалов, все больше и больше внешне похожих на природный камень, он не сдается. Наоборот, благодаря появлению разнообразных пропиток, даже относительно хрупкие известняк и сланец становятся куда устойчивее к погодным катаклизмам. С долговечностью гранита или габбро смогут сравниться немногие рукотворные строительные материалы. А если добавить к этому очарование «натуральности», которое так ценится в современном мире, то становится понятно, что у камня большое будущее.

В избранном В избранное
2320
Предложения