Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Под покровительством традиций. Построить дом: снести старый и возвести новый

Загородные истории / 15.09.2008

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
info@zagorod.spb.ru

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Новый дом Лена и Игорь построили по подобию старого здания 1960-х годов, стоявшего на этом месте. Такое решение - дань облику окружающей застройки и Истории, с которой у этой семейной пары особые отношения.

[img class="right" width=300]Игорь Дьяков - знаток, реставратор и пропагандист старинной русской мебели. Из экспедиций по русским деревням он привозит предметы быта и реставрирует их в собственной мастерской. Начав заниматься этим делом, он понял, что со многими из вещей он не может расстаться, и они занимали свое место в городской квартире. А через некоторое время супруги обнаружили, что у них не осталось «новой» мебели. Тогда и родилась идея переехать за город, где будет лучше и семье, и уникальной мебели и куда можно перевезти реставрационную мастерскую.

Лена и Игорь выбирали участок с домом по таким параметрам: недалеко от города, хорошая дорога, просторный дом - около 250 м2, приусадебная территория, достаточная для размещения хозяйственных построек, не слишком высокая цена.

И нашли участок размером 20 соток в Курортном районе, вблизи Приморского шоссе. Дом был построен в 1960-х годах из шлакобетонных блоков и требовал реставрации. Лена и Игорь решили пойти на дополнительные вложения, учитывая, что дом они покупают сравнительно недорого - 19 тысяч долларов в ценах 1998 года.

Когда начали оценивать объем реконструкции, сначала выяснили, что стропильная система прогнила, потом обнаружили, что стены под обоями покрыты плесенью. Вообще все строительство было очень низкого качества. Как говорит Игорь, «дом олицетворял муки частного строительства советского периода, когда строили из того, что удалось достать правдами и неправдами». Это был именно тот случай, когда лучше построить заново из качественных материалов, даже несмотря на то, что снос дома и вывоз мусора обошелся в несколько тысяч долларов. Под фундамент подготовили бетонную «подушку»: глинистые почвы и высокий уровень грунтовых вод не позволяют местным домовладельцам обустраивать подвалы. Стены возвели из газобетона.

- Стройку, - говорит Игорь, - мы успели закончить в послекризисное время, когда цены на строительные материалы только начали расти.

Уже на стадии строительства Игорь думал об экономии предстоящих расходов на эксплуатацию.

С помощью специалистов он рассчитал, что теплопотери здания будут составлять 24 кВт. Поэтому стены решили утеплить плитами из минеральной ваты толщиной 10 см. Сейчас дом великолепно сохраняет тепло, которое дают камин и несколько электрических конвекторов, используемых только в сильные морозы. Для отопления второго этажа достаточно «теплого пола» в ванной.

Единственное, что осталось в новом доме от его предшественника, - архитектура. Крестообразный в плане дом с одним этажом и мансардой.

Крепко стоящий на земле и устремленный в небо островерхой крышей.

Не отличающийся от соседних строений ничем, кроме кованого ограждения крыльца, голландской расстекловки окон и опрятного вида как самого дома, так и всего приусадебного хозяйства, весь облик которого выражает добротность, основательность и деловитость, не свойственные нашему тщеславно­суетному веку. В мастерских, расположенных вдоль двора, идет работа: в одном «цехе» старинную мебель очищают и ремонтируют, в другом - красят. Работники заходят в хозяйский дом спросить совета.

Для разработки проекта дома Лена и Игорь обратились к архитектору Марии Ульяновой. Отношения с архитектором строились на доверии. Утверждались только принципиальные эскизы - их детальная проработка была отдана на откуп профессионалу. Вероятно, в таком подходе проявилось уважение к ремеслу, воспитанное в процессе общения с рукотворными вещами.

Основанная на собственном опыте вера в то, что контакт с плодами труда предков оказывает огромное влияние на личность, предопределила успешное сотрудничество собирателя и с архитектором, и с керамистом Ларисой Захаровой, которая создала один из самых важных компонентов внутреннего убранства дома - изразцовую печь-камин.

Во время работы профессионалы прониклись доверием к необычным заказчикам, предоставляя им возможность не только выбирать, но и проявлять инициативу. Так на смену привычному для российских архитекторов и дизайнеров «вмешательству в работу» пришло совместное творчество.

- В Англии, - говорит Игорь, - когда люди покупают дом, они в первую очередь находят место для абажура. И мы с самого начала знали, где у нас будет абажур.

Третью часть большого открытого пространства гостиной занимает столовая. Здесь не стали зашивать потолочные балки, покрасив их на тон светлее стен. К центральной балке крепится старинная лампа с абажуром. Три окна высотой 180 см смотрят из столовой во внутренний двор. Естественный свет освещает дом до последнего луча солнца, но самое уютное время наступает вечером, когда все погружается в полумрак, кроме зажженного камина и стола под белым абажуром.

- Нам хотелось, чтобы в доме обязательно было большое общее пространство, где мы будем находиться вместе весь день, - рассказывает Лена. - Когда мы жили в квартире, то расходились по комнатам и почти не общались. Здесь все сделано для того, чтобы этого избежать.

Важное достоинство внешнего и внутреннего облика дома - полное отсутствие претензий. Насыщенность подлинниками не нагнетает музейную пафосность. Отчасти потому, что старая мебель абсолютно функциональна: она создавалась мастерами, для которых эстетика и удобство были неделимым целым. Отчасти оттого, что мебель из массива имеет вполне свежий вид: в отличие от фанерованной, она легко переносит омоложение с помощью ванны с крепким раствором каустика. И, наконец, важную роль играет общее решение интерьера - оно строится на нюансах, формирующих интересную, но совершенно ненавязчивую среду.

Для всех деревянных элементов интерьера было использовано старое дерево. Доскам, выстилающим пол, - 150 лет. Окна сделаны из старых лиственницы, сосны и ели, которые приобрели янтарный оттенок, когда их покры­ли лаком.

Стены отделали особенным образом, растушевывая краску по грубо оштукатуренной стене.

В зависимости от угла падения света преобладают то серый, то зеленый, то желтый оттенки. По игре цвета получается похоже на венецианскую штукатурку, но с объемным, а не гладким эффектом.

Стены и пол образуют нейтральный фон для архитектурно самодостаточной мебели. Авторская керамика - многоцветная, но очень тщательно прорисованная - служит связующим звеном между прошлым и настоящим: мотивы, почерпнутые в старых книгах и монастырских фризах, трактуются очень тактично и вместе с тем несут на себе безусловный отпечаток творческой индивидуальности автора.

Дом в русском стиле для Лены и Игоря не имеет ничего общего ни с лубочно­пряничными штампами, ни с модой на этнику. Просто для них это наиболее органичная среда. В ней они чувствуют себя комфортно - и физически, и духовно.

В избранном В избранное
527
Предложения