— Андрей Павлович, для начала о проблемах, каковые всегда обостряются в кризисное время. Есть ли серьезные проблемы у вашей компании?
— Как ни странно, серьезных проблем у нас нет. Во всяком случае таких проблем, которые не существовали бы год или два назад. Заказчик в последнее время стал усиленно считать деньги, предпочитать не самые затратные, а оптимальные ландшафтные решения. То есть он старается на чем-то сэкономить. Но это ведь не последствия кризиса — подобная тенденция наметилась давно, когда ни о каком спаде в экономике еще и думать не думали. Такова общая логика развития рынка: заказчик экономит ресурсы, причем не только при обустройстве ландшафта, но и занимаясь инженерией, отделкой и т. д. Если же говорить о количестве заказов, то их уменьшения мы пока не заметили. Дело в том, что окончание сезона активности в нашем сегменте пришлось как раз на осень, когда кризисные явления лишь начинали развиваться. Поэтому истинное положение вещей покажет новый сезон, то есть отрицательные тенденции (если таковые обозначатся) проявят себя только к осени.
— Как вы находите клиентов и как выстраиваете с ними работу?
— Мы находим клиентов разными путями, в частности через рекламу, в том числе и через журнал «Загородное обозрение». Примерно 30–40% клиентов обращаются в компанию «Сакура», увидев в каком-либо СМИ нашу рекламу. Остальные клиенты приходят по рекомендации, то есть нас передают, что называется, из рук в руки. Если мы выполнили заказ, оставив хорошее впечатление у заказчика, вполне естественно, что он порекомендует нам своим знакомым или родственникам.
— Вы предлагаете клиенту какие-то готовые решения? Или подходите к каждому индивидуально?
— Конечно же, мы подходим к заказчикам сугубо индивидуально. Мы хотим, чтобы обустроенный нами ландшафт как можно полнее соответствовал вкусам и потребностям заказчика, чтобы он идеально подходил именно ему и членам его семьи. Только в этом случае пространство вокруг загородного дома много лет будет способствовать гармонии и вызывать положительные эмоции. Понятно, что для этого нужно всерьез и недежурно выстроить общение с заказчиком: выяснить его вкусы, эстетические предпочтения, привычки и многое другое. Ландшафт — вещь тонкая, очень индивидуальная, и здесь навязывать что-то типовое категорически нельзя. Даже одно и то же ландшафтное решение на разных участках будет смотреться по-разному. Ведь один участок ровный, другой расположен на холмистом рельефе; бывает, что по участку протекает ручей, иногда его окружает вековой лес. Такой подход, обеспечивающий каждому заказчику эксклюзивный ландшафт, мы считаем отличительной чертой деятельности нашей компании. К тому же работать без стереотипов интереснее и для нас.
— Но ведь какой-то реестр предложений, например по растениям, у вас есть?
— Конечно есть, но этот реестр не является чем-то застывшим, он постоянно расширяется и обновляется. Мы сотрудничаем на постоянной основе с ведущими питомниками, в том числе и с зарубежными. И все новинки посадочного материала, которые появляются у них, тут же оказываются и в нашем списке. Ведь ландшафтный дизайн не стоит на месте, он постоянно развивается, в этой области тоже есть своя мода, которая год от года претерпевает изменения, и за всеми этими изменениями мы следим. Каждый сезон мы можем предложить что-то новое и необычное — как по части посадочного материала, так и по другим элементам ландшафта.
— Какие же новинки появились в области обустройства ландшафта?
— Таких новинок немало, причем не только в ботанической области. Например, не так давно на рынке предлагается оригинальный материал под названием «жидкое дерево». Он изготавливается по уникальной технологии, цветом и фактурой схож с натуральной древесиной, но при этом гораздо прочнее, долговечнее, не гниет и не выцветает со временем. «Жидкое дерево» может применяться для мощения дорожек, создания настилов и т. д. Иногда для создания садового паркета используется древесина экзотических пород африканских деревьев, отличающаяся высокой механической прочностью, не впитывающая влагу и при этом обладающая красивой фактурой и необычным цветом. Не надо, опять же, забывать, что новое — это хорошо забытое старое. В последнее время в моду вошел клинкер, хотя этот материал используется для мощения еще с позапрошлого столетия. Причем популярность клинкера вполне оправданна — он очень прочный, надежный и долговечный. Одним словом, новинок много, и мы пытаемся по возможности быстро пополнять ими свой набор предложений.
— А такая деликатная область, как высадка растений? Появляется ли здесь что-то новое?
— Естественно, есть и новые предложения в части посадок. И хотя не все предлагаемые растения выживают в нашем климате, можно найти выход и из этого положения. Приведу пример с одним вариантом краснолистного клена, который не всегда переживает северную зиму. Однако растение это очень привлекательное, живописное, поэтому мы по договоренности с одним из питомников решили вырастить паллиатив, то есть другой вид, который имитировал бы этот клен. И нам это удалось! Мы пытаемся найти выбранному растению адекватную замену, внешне практически неотличимую от него. При этом клиентам наши эксперименты не стоят ни копейки. Мы всегда даем гарантию на свой посадочный материал, и если он по той или иной причине не выживает, все расходы по замене растений несет компания «Сакура». Поэтому мы экспериментируем с растениями за свой счет и предлагаем заказчикам уже апробированные и надежные варианты.
— И все-таки: есть ли какие-то естественные ограничения при обустройстве ландшафта? Я имею в виду высадку экзотических растений, которые не могут выжить в наших климатических условиях?
— Иногда с такой ситуацией приходится сталкиваться. Нет таких растений, которые не выжили бы в наших климатических условиях, — есть растения, которые плохо защищены в холодное время года. Если кому-то хочется посадить у себя на участке какое-нибудь африканское или южноамериканское растение, то нужно озаботиться его сохранением в осенне-зимний период. Должным образом укрыв растение, защитив его таким образом от отрицательных атмосферных воздействий, можно обеспечить ему условия для зимовки. Другой вариант — переносить растение в холодное время года в зимний сад (если таковой есть, конечно). Хотя надо отдавать себе отчет: подобный уход за растениями требует дополнительных расходов.
— Какие типичные ошибки, затрудняющие последующую работу, допускают ваши клиенты?
— Самой распространенной ошибкой является отсутствие четко проработанного проекта. У некоторых заказчиков есть иллюзия, что ландшафт — это нечто зыбкое, не подлежащее документированию, поэтому можно его обустраивать, имея в голове лишь самые приблизительные представления. Однако это не так. Вначале обязательно нужно создать настоящий проект, в рамках этой работы определить и проработать все детали и только потом приступать к непосредственной работе на участке. При этом мы не предлагаем заказчику одни лишь нарисованные на бумаге планы его участка с высоты птичьего полета. Мы прорисовываем и создаем на компьютере ландшафт в реальном измерении, в некоторых случаях даже выстраиваем трехмерную модель участка — там можно «гулять». В этом случае клиент получает полное представление о будущем ландшафте и в то же время имеет грамотно и профессионально проработанный проект.
— У вашей компания есть какая-то специализация? Или вы можете выполнить полный комплекс ландшафтных работ на участке?
— Мы считаем, что проведение полного комплекса работ на участке — это единственно верная стратегия обустройства ландшафта. Эта стратегия предусматривает обязательное согласование и увязывание между собой разнообразных работ, которые нельзя выполнять без учета друг друга. Приведу пример. Допустим, одна компания проложила подземный водопровод, а затем другая, не обращая внимания на подведенные коммуникации, высадила крупномерные растения. Когда корневая система крупномеров разовьется, водопровод (или, допустим, электрический кабель, дренаж) может быть поврежден. Отсюда необходимость проведения всех работ одной компанией, которая возьмет на себя всю ответственность за качество ландшафта и его составляющих. Это залог успеха. Мощности нашей компании позволяют и дорожки мостить, и растения высаживать, и искусственные водоемы организовывать. При этом между подразделениями компании существует многолетняя тесная связь, поэтому ситуация, когда правая рука не знает, что делает левая, в «Сакуре» исключена.
— В основном ваши заказчики — владельцы частных домов или застройщики коттеджных поселков?
— Наш заказчик — это владелец частного дома с участком. Мы работаем главным образом в Выборгском, Приозерском, Всеволожском, Курортном районах. Участки могут быть как небольшие, 10–15 соток, так и довольно просторные — от гектара. В любом случае мы разрабатываем концепцию, составляем проект, стараясь при этом вписать в него природную среду и максимально сохранить ее.
— Каковы, на ваш взгляд, перспективы рынка ландшафтного дизайна?
— Как я уже говорил, ближайшие перспективы проявятся осенью, по окончании сезона. Наши клиенты, надо сказать, в основном люди не бедные, а элитный сегмент недвижимости, как показывает аналитика, затронут кризисом меньше всего. Это внушает оптимизм тем, кто работает в ландшафтных компаниях.