— Илья Сергеевич, вначале все-таки не о кризисе, а об истории компании. Что, в частности, заставило вас выйти на загородный рынок?
— В последние годы компания ЛСР из лидера регионального рынка превратилась в общероссийскую диверсифицированную бизнес-структуру, распространяя свою деятельность на другие регионы страны, а также ближнее зарубежье. Группа ЛСР имеет предприятия и офисы в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге, в ряде городов Ленинградской области, а кроме того, в Литве, Латвии, Эстонии, Украине, Германии. Общее число сотрудников компании составляет около 18 тыс. человек. За годы работы был накоплен огромный опыт девелопмента. Поэтому вполне естественным было продвижение на загородный рынок, который стремительно развивался и был весьма перспективным. В итоге в 2004 го-
ду была создана компания ООО «Особняк», которая и стала разрабатывать новое для нас направление. Естественно, мы тщательно проанализировали состояние загородного рынка, приобрели ряд земельных участков в перспективных Курортном и Выборгском районах, после чего приступили к реализации своих загородных проектов.
— Много ли неожиданностей было на загородном рынке? Пришлось ли искать новые подходы, разрабатывать новые стратегии деятельности?
— Разумеется, рынок загородного домостроения отличается от городского, и в чем-то существенно. Отличается и с производственной точки зрения, и по продаже объектов, поэтому выработка новых подходов и методов была неизбежна. К счастью, в нашем коллективе работают специалисты, знающие, как построить качественный загородный объект и успешно его реализовать. Загородный рынок отличается от городского более высокой конкуренцией и в силу относительной неразвитости — меньшей цивилизованностью, что также создает специфические трудности.
— А помогает преодолевать трудности то, что за вашей спиной вся мощь группы ЛСР?
— Эта мощь, и в первую очередь финансовая самостоятельность холдинга, конечно же, помогает справляться с трудностями. Когда есть возможность финансировать проекты, что называется, из собственного кармана, не привлекая заемные средства, — это большой плюс. Еще один плюс — очень хорошая репутация группы ЛСР, она дорогого стоит. Клиенты нам доверяют. Во время кризиса буквально на глазах исчезли, не выдержав экономических трудностей, многие мелкие компании. Мы исчезать не собираемся, и заказчики это видят.
— Ну вот, мы и добрались до кризисных явлений в экономике… Как, по вашему мнению, сказался кризис на загородном рынке?
— Сказался самым отрицательным образом. Многие компании были вынуждены свернуть деятельность, иные увеличили сроки сдачи своих объектов, ну и, конечно, значительно упали продажи, причем у всех игроков рынка. Упали они и у нас, и мы вовсе не собираемся это скрывать. Но не склонны и паниковать по этому поводу. Для нашей компании падение продаж, скажем так, неприятно, но не критично, не чревато катастрофой, как для некоторых небольших компаний. Это помогает сохранить старую клиентуру и привлечь новую. Наконец, мы в полной мере и в срок обеспечиваем клиентов системами инженерных коммуникаций, что на загородном рынке бывает не всегда.
— А как вы строите работу с клиентурой? У вас принято постоянное сопровождение клиентов или время от времени вы отсылаете их в другие компании, допустим, к своим партнерам?
— Конечно, мы практикуем постоянное сопровождение клиента, поскольку способны выполнить весь цикл работ, от покупки земли и создания концепции коттеджного поселка до реализации готовых объектов или участков. Все этапы работ выполняются сотрудниками наших подразделений, то есть мы полностью несем ответственность перед клиентом. Предлагаем и дополнительные услуги, к примеру, можем помочь клиенту оформить в аренду участок леса, примыкающий к его участку. Кроме того, мы не настаиваем на том, чтобы договор строительного подряда заключался только с нашей компанией. Заказчик вправе пригласить подрядчика со стороны, правда, при этом мы всегда согласовываем внешний облик дома — с тем чтобы выдержать архитектурное единство поселка.
— В ваших поселках строятся дома для постоянного проживания?
— Да, дома предназначены для постоянного проживания, этим определяется и выбор строительной технологии. Можно построить весьма элегантный и живописный деревянный дом, насытить его инженерией, но он все равно будет комфортабельной дачей. В наших домах можно с комфортом жить круглый год, поскольку они строятся либо из кирпича, либо из ячеистых бетонов. Что касается наружной отделки, то она может быть самой разной; в частности, мы активно используем фасадный облицовочный кирпич всевозможных фактур и цветов.
— Если воспользоваться принятой на сегодняшний день классификацией, то в каких сегментах рынка вы работаете?
— Мы работаем в бизнес-сегменте, а также в элитном сегменте. Чего мы не строим, так это загородных домов эконом-класса. С другой стороны, реестр наших предложений весьма широк, он позволяет удовлетворить запросы клиентов с самыми разными экономическими возможностями: от сравнительно скромных до очень больших.
— Теперь, наверное, пора рассказать о реализованных проектах. В какой стадии готовности коттеджный поселок «Новый мир»?
— Напомню, что этот проект был запущен несколько лет назад в уникальном месте, которое было названо «золотым треугольником» по аналогии с городской элитной зоной. А именно: поселок «Новый мир» расположен неподалеку от населенных пунктов Репино и Ленинское, что говорит само за себя. С одной стороны, там замечательное природное окружение, с другой — в распоряжении домовладельцев развитая инфраструктура этого района. Фактически этот проект завершен: сейчас заканчивается благоустройство территории, в поселке живут люди и активно работает управляющая компания. В свое время там было нарезано 93 участка от 10 до 22 соток, но домовладений получилось несколько меньше, потому что некоторые клиенты объединили несколько участков. Дома строились из газобетона и кирпича, в классическом стиле, под архитектуру имперского Санкт-Петербурга. Дома сравнительно небольшие — от 120 до 200 кв. м, но комфортабельные и очень удобные для проживания. В поселке полный набор инженерной инфраструктуры, обеспечивающий городского уровень комфорта. Об успехе проекта говорит тот факт, что остались не проданы только один готовый дом и девять участков под застройку.
— Какие проекты еще реализованы?
— Сдан поселок «Жемчужина Разлива». Уже по названию понятно, где он расположен. Это очень близко к городу, к тому же есть дорога, соединяющая этот район с КАД. Вместе с тем поселок с двух сторон окружен лесом, а до озера Разлив 200 м. В «Жемчужине Разлива» 41 домовладение с участками 12–15 соток. Проект тоже практически завершен, можно сказать, что 99% общестроительных работ уже выполнено. Сейчас там ведутся заключительные работы, и вскоре поселок начнет функционировать по полной программе. Это жилье имеет статус ИЖС, в нем можно будет регистрироваться с получением городского почтового адреса. А это не столь часто предлагается на загородном рынке.
— Предусмотрены ли в поселке какие-то элементы инфраструктуры?
— Естественно, мы обустроили и спортивную площадку, и детскую площадку, и удобный паркинг, выполнили ландшафтный дизайн территории общего пользования. То же самое, к слову сказать, сделано и в поселке «Новый мир». Мы планируем предлагать в поселках и другие услуги, вплоть до организации химчистки и торговли товарами и продуктами первой необходимости.
— А какие проекты в стадии реализации?
— Например, коттеджный поселок «Парквэй», который тоже расположен «золотом треугольнике», рядом с поселком «Новый мир». Домовладений там будет побольше, а дома —
меньшей площади, причем для их строительства заказчики активно привлекают подрядчиков со стороны. Сейчас этот процесс в самом разгаре. Кроме того, в этом же районе будет построен поселок «Малое Репино». Мы выполнили полную инженерную подготовку территории, оформили участки и сейчас продаем их под застройку. Там будет 121 участок.
— В заключение — о перспективах рынка и планах на будущее.
— Понятно, что проблемы на рынке загородного домостроения сохранятся, и возможно, довольно долго. Но настоящий профессионал должен работать в любых условиях, соответствуя запросам и возможностям дня сегодняшнего, а не уповая на то, что завтра или послезавтра вернется былое благоденствие. Что касается наших планов, то у нас есть большой банк земельных участков, приобретенных в предыдущие годы, в основном в живописных местах Карельского перешейка. Эти участки ждут своего часа, и некоторые из них, я уверен, будут активно осваиваться в самое ближайшее время. Сейчас рынок требует четких и взвешенных решений, поэтому мы внимательно следим за ситуацией на загородном рынке и не торопимся громко объявлять о начале реализации новых проектов. Не исключено, что будем приобретать участки у компаний, которые не в силах справиться с их инженерной подготовкой и застройкой. Словом, мы планируем продолжать активно работать на загородном рынке.