Месть «Красного колодца»
К сожалению, в советское время некоторым родникам пришлось туго. Их губили либо из атеистических побуждений (чтобы отвадить народ от «святого места»), либо по элементарной глупости. Примеров тому множество.
Все в Выборге знают Красную площадь, на которой стоит огромный памятник Ленину. И еще все в городе знают, что вокруг знаменитой библиотеки Алвара Аалто на бульваре-эспланаде не только весной, но и после всякого большого дождя разливается чудовищная лужа, затапливая подвалы этой жемчужины модерна. А происхождения лужа… родникового. На площади прежде был колодец, питаемый родниками, и называлась она площадью Красного колодца. После войны решили, что колодец тут совершенно ни к чему (хотя из него при небольших стараниях можно было сделать хоть фонтан), а прихлопнули источник бетонной плитой и сверху водрузили Ленина. Но воде-то надо изливаться, и она нашла выход: в парк-эспланаду.
Расправились с родником и в Александро-Свирском монастыре. Чтобы люди перестали ходить к «святому источнику», местная автобаза после войны стала сливать в него нефтепродукты. Когда монастырь снова передали церкви, монахи пытались организовать чистку колодца, наполняемого родниками, но безуспешно: вода хоть и была прозрачной, имела вкус и запах нефтепродуктов. Пришлось пойти на вынужденную хитрость: теперь вода поступает в резервуар, спрятанный в колодце, из водонапорки, которая устроена… в колокольне. Такой обман поневоле монахи обычно объясняют тем, что верующим нужна святая вода из колодца Александра Свирского, а вода из скважины (кстати, очень высокого качества) под колоколами действующей колокольни доходит до нужной «святости».
Бывают со «святой водой» и казусы. Вот какую историю рассказывают на кафедре гидрогеологии СПбГУ. Возле станции Курорт из крутого берега реки Сестры изливаются несколько родников. Народ привычно стоит там с канистрами, памятуя, правда, о том, что местная вода с радоном и ее надо некоторое время держать в открытой посуде, чтобы радон улетучился. И вдруг из одного родника пошла теплая вода. Народ закричал: «Чудо! Свершилось чудо!» Тут же родник был объявлен святым, а освятил его молоденький священник откуда-то неподалеку. Тем временем «чудом» заинтересовались гидрогеологи, хорошо понимавшие, что термальному источнику тут неоткуда взяться. Результатом их проверки стала отмена «святости»: оказывается, в санатории «Детские Дюны» прорвало трубу и горячая водопроводная вода стала поступать в горизонт, питающий родники.
Жесткая вода — это полезно
Радоновая вода — тут уж без всяких термальных глупостей — и в знаменитой Лопухинке в Ломоносовском районе. Все окрестные жители прилежно ходят за водой в глубокий каньон, где круглогодично бьет ледяной ключ, который вместе с другими ключами и создает речку Рудицу (Лопухинку), текущую в Коваши. В XIX веке тут даже был открыт радоновый курорт, но просуществовал недолго.
А воды Ижорского глинта (уступа в пер. с датского) поят Петергоф, Ораниенбаум и Кронштадт: родники Гостилиц, Оржиц, Варваросей и Вильповиц наполняют водоводы, идущие к петербургским пригородам. Конечно, водозаборы подземные, чтобы исключить загрязнение, но кое-что и простым смертным остается — такого количества родников, как на глинте, больше у нас нигде не встретить. Тем и знаменита Ижора: водоемов на плато очень мало, а подземных вод, слава богу, пока еще хватает.
Только надо учитывать, что вся эта вода, прошедшая туда-сюда через известняки, довольно жесткая, хотя и очень вкусная. Поэтому электрочайники для такой воды не годятся — у них очень быстро выходят из строя спирали. Да что спирали — обычный ковшичек для кипячения воды покрывается известковыми сталактитами через два-три месяца! Но это не должно пугать петербуржцев: при нашей мягкой невской воде надо радоваться кальцию, иначе придется считать дырки в зубах.
Один из самых известных ижорских родников дает начало реке Оредеж у Кюрлевского карьера (именуемого иначе озеро Донцо) — целая группа подземных источников бьют со дна искусственно углубленного водоема, их легко заметить по крутящимся песчаным фонтанчикам. Черпать, конечно, приходится из открытого озерца, но место тем и хорошо, что там никто лишний не шатается и не гадит. Другой шикарный во всех отношениях родник находится у деревни Каложицы и дает начало притоку родниковой же речки Хревицы. Над выходом источника из скалы поставили симпатичную деревянную часовню: и святость соблюдается для тех, кому без нее никак, и воду никто не загрязняет. Чуть ниже часовни оборудовали купальню. Но стоит предупредить ныряющих за здоровьем (часовня посвящена Пантелеймону Целителю): ижорская родниковая вода — воистину ледяная, и без определенной тренировки бухаться в нее не стоит, особенно в жару, иначе может случиться холодовой шок и сердечный приступ.
Культ родника
А вот под Великим Новгородом всего один хороший родник — в селе Старое Ракомо, что на восточном берегу Ильменя. Туда съезжается весь город с пригородками: вода очень вкусная, долго не портится, ее нахваливают. Между прочим, в Старом Ракомо была загородная резиденция самого Ярослава Мудрого. Не из-за родничка ли? Ведь других источников питьевой воды, кроме не самой лучшей колодезной, в приильменской болотине просто нет! А вот на Валдае, где родников много, знаменит Текунок в селе Ужин на территории Валдайского нацпарка. В советское время родник на берегу озера засыпали, но он снова пробился. Теперь его благоустроили и сделали местной достопримечательностью.
Но не все «святые» родники — исключительно пресные. В окрестностях Боровичей на реке Мсте есть очень даже почитаемый родник, весь увешанный, как полагается, ленточками и иконками, но вода в нем… сероводородная. Что самое забавное, посещают его в основном не болящие и несчастные, а совершенно здоровые, причем молодожены! Такая там традиция: из церкви сразу к сероводороду, мол, в этом залог счастливой семейной жизни.
Есть у нас родники, которые бьют из песчаниковой скалы, вымыв при этом себе гротик. Такое, например, можно увидеть в Рождествене, Клескушах, Трутневе и Хотнеже. При этом «пещерка» становится культовой. Скажем, в Клескушах и в Трутневе там оборудованы настоящие пещерные храмики, почитаемые не только местным населением, — туда приезжают паломники даже издалека.