Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Резной мир

Деревянные дома / 23.08.2010

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
[email protected]

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Мода на деревянные загородные дома стремительно возвращается. Горожане устают от житья в камне, и на природе, среди деревьев, им хочется обитать в доме из теплого, дышащего материала, тем более что традиции деревянного строительства на Северо-Западе имеют тысячелетние корни. На исторических зданиях реставрируется старая резьба, но и на новых загородных домах из дерева все чаще можно увидеть резные узоры, стилизованные под старину.

Чтобы молния не ударила

Увы, далеко не все хозяева домов с такими украшениями знают, что это не просто деревянные завитушки — многие из них повторяют древние языческие символы. Но мало кто понимает сейчас язык этих таинственных древних знаков — только этнографы да реставраторы, археологи да художники. Спросите у хозяев, что означает резьба на их доме, — не ответят, удивятся. И даже те мастера, которые резали по дереву уже в XIX веке, лишь бессознательно копировали старые образцы.

А ведь в резных узорах можно увидеть, как понимал мир древний человек. Дуга, полукруг — это радуга. Славяне верили, что радуга служила мостом между землей и небом, от согласного существования которых зависело благосостояние и даже жизнь человека.

Прежде всего резьбой обрамлялись оконные проемы — не столько для красоты, сколько для безопасности. Окна, по представлениям древних людей, соединяли жилище не только с улицей, но и с потусторонним миром. Чтобы нечисть или дурной человек не могли ничего увидеть в доме, заглянув в него снаружи, проемы и ставни покрывались охранительными знаками — оберегами. От злых сил защищали прежде всего знаки с солярной, то есть солнечной, символикой — колесо с разным количеством спиц, но обязательно четным. А шестилучевое колесо было символом не только солнца, но и грозы. Его часто помещали на причелинах (балках, закрывающих торцы матиц, потолочных балок). Считалось, что в такой дом не ударит молния. Довольно часто встречаются изображения «бегущего» солнца: дугообразные линии внутри круга создают впечатление катящегося колеса с изогнутыми спицами.

Рядом с символом солнца можно встретить символ земли — ромб или квадрат, разделенные иногда на четыре части. Символом земли была и знаменитая Берегиня, Житная Баба, Рожаница, Макошь — это мать-земля, мать урожая, отголосок древнего матриархата. Изображалась она конусом с шариком сверху. Часто по бокам ей сопутствовали два символических всадника. Как оберег часто использовали изображение Змея — или одного крупного по центру, или несколько змеек в орнаменте.

В резьбе нашли отражения и осадки: древние люди полагали, что дождь берется откуда-то из бесконечных небесных запасов, хлябей небесных, и изображали его капельками — очень популярный до сих пор орнамент. Любопытно, что изображение солнца никогда не размещалось выше параллельных линий или узора из «городков»: хляби относились к «верхнему небу», а солнце и Луна ходили по «среднему небу».

Искусные плотники использовали и растительный орнамент, и изображения животных. Например, на наличнике одного из валдайских домов можно увидеть сцену охоты. При этом в некоторых старинных городах и селах встречаются мотивы, характерные для других регионов, — видимо, мастера побывали где-то далеко, увидели красивый образец и разнообразили им свои изделия. Связано это было и с переселением людей. Так, в Заонежье можно увидеть порой избу с резьбой, характерной для Смоленской области. Заонежские русские часто используют такие узоры и мотивы, которые они могли подглядеть только в старинных книгах, ибо ни виноградных лоз, ни павлинов они видеть в карельской природе не могли. А у жителей Архангельской губернии были популярна птица Сирин и лев — тоже фигуры книжного происхождения.

Как фашисты финно-уграм навредили

В советское время появились новые реалии, и они тоже нашли отражение в орнаментах — это многочисленные пятиконечные звезды. Конечно, такая звезда (пентакль) не была эксклюзивной выдумкой советской власти, но после Великой Отечественной войны стала символизировать победу нашего народа. Хотя у египтян пятиконечная звезда называлась Звездой Изиды, а у германцев — символом Валхаллы (Валгаллы), славяне приписывали ей значение матери-земли и использовали ее изображение как амулет или оберег. Таким образом, старинный символ легко вписался в послевоенное сознание людей.

Академик Вячеслав Орфинский, петрозаводский архитектор-реставратор, изучивший деревянную резьбу практически всего Северо-Запада, прослеживает, как меняется с юга на север характер резьбы. Если на юге Вологодчины (не говоря уже о нижегородских или ярославских деревнях) резные украшения, как правило, глухие, то есть узор не прорезан насквозь и имеет вид барельефа, то чем дальше на север, тем «воздушнее» деревянные детали. Причина проста: северная природа сурова, солнца не так много, поэтому хочется создать иллюзию его присутствия. Важнейшее средство архитектурной выразительности в условиях Севера — именно ясно читающийся силуэт, и резьба выполнена как раз в такой манере. Еще одна тенденция хорошо заметна при продвижении на север: узоры и детали становятся крупнее, геометрически четче выраженными. В Тверской области изобилие мелких деталей глухой резьбы подчеркивается в основном окрашиванием элементов в разные цвета.

На Севере дома не принято красить, а уж резьбу тем более. Но крупные воздушные узоры видны даже на общем сером фоне карельских и архангельских домов.

При этом традиционная карельская резьба отличается от русской. Карелы используют те же мотивы, что прослеживаются в национальной вышивке, — приверженные к определенным геометрическим решениям и их сочетаниям. Четче всего карельские мотивы проявляются в украшении причелин и кистей. Кстати, если причелина — это архитектурная деталь дома, которую можно украшать, а можно и так оставить, то кисть (иначе: полотенце, резная доска, спускающаяся с конька крыши) имеет сугубо декоративное назначение. Обе детали абсолютно нехарактерны для южных районов Северо-Запада. Узор на кисти содержит множество символов и оберегов — например, крест, вписанный в круг, просто крест, часто «солнышко» в разных видах (от многолучевого до фактически свастики).

Кстати, свастика — вовсе не символ фашизма, как думают многие, а гораздо более древний знак, к сожалению теперь нагруженный отрицательным значением. И финно-угры, и славяне традиционно использовали этот крест, о чем после Второй мировой войны предпочитают помалкивать — даже национальные костюмы с такой вышивкой никогда не экспонируются в музеях, хотя есть в коллекциях. Точно так же в карельской резьбе крест — символ не христианства, как уверяют не слишком образованные современные неофиты, а земледелия. А карелы все-таки прежде всего земледельцы, охота и рыболовство для них важный промысел, но отнюдь не основное занятие. Да и христианизация карельских земель долго была довольно формальной: при наличии погостов и священников большая часть населения в быту придерживалась языческих обрядов.

Из камня — в дерево

Интересно оформление наличников и ставень. Кстати, ставни — деталь скорее южная, нежели северная (как и резной палисад). На севере дома стоят так далеко друг от друга, что обносить забором пространство перед фасадом никому в голову не приходит, а если и огородят, то только плетнем именно что огород — от скота. Глухие заборы, чтобы сосед не видел соседа, — это прерогатива южан. Так и со ставнями: чем южнее, тем больше хочется закрыться от жаркого солнца или от пришлых людей, тогда как на севере такие проблемы не считаются существенными.

Вот наличники — куда важнее. Хотя это всего лишь доска, прикрывающая щель над окном (кстати, в северных районах окно независимо от рисунка переплета одностворчатое, причем в довоенное время окна часто не открывались, рама просто вынималась, а на зиму добавлялась вторая, тоже без петель). Но и эту доску можно украсить самым причудливым образом. Любопытно, что многие северяне использовали абсолютно барочную форму наличников. Академик Орфинский объясняет это тем, что крестьяне ходили на заработки или по торговым делам в города и видели там каменные здания, поражавшие их красотой, вот умелые плотники и захотели повторить эту красоту, но в дереве. Получалось своеоб-разно. Причем если русские старались копировать детали в дереве как можно ближе к каменному оригиналу, вплоть до изображения корон и орлов, то карелы и вепсы за коронами не гнались, но обязательно добавляли то елочку, то шишечку, то человечка в дань местному колориту. И практически не использовались в Карелии наличники, имеющие форму «мостика» — прикрывающие пространство и над окном, и по бокам сверху. А вот в Новгородской, Псковской, Тверской областях такая «сливная доска» с глухой резьбой встречается очень часто. Но что совершенно нехарактерно для южных областей — это двойные окна (не одно широкое, а два обычных рядом, разделенные узенькой досочкой). Для Карелии же такие окна не диковина, особенно в богатых избах.

Примечание

Поскольку на Севере дома строили большие, то обычно был и второй этаж. Зажиточные хозяева могли позволить себе балкон, который тоже оформлялся крайне затейливо — там и столбики крученые (резьба, имитирующая металлическое кручение), и балясинки резные, и решетка со сквозным узором. Справным хозяином считался тот, кто в праздник мог выйти на свой балкон на виду у всей улицы.

Во многих местностях Северо-Запада лучшим материалом для резьбы считали сосну. Некрашеная, она со временем желтеет. Зато осина с возрастом темнеет и приобретает шелковистый серый блеск — осиновый лемех на главках северных деревянных церквей в солнечный день издали можно принять за металл. Для резьбы брали и липу — она мягкая, пластичная, но недолговечная. Дуб же для таких целей был слишком дорог — только если что-то оставалось в обрубках от строительства. А вот лиственницу использовали только для строительства: ее древесина не гниет, зато очень хрупкая и легко колется, поэтому резные детали из нее не получаются.

Узор вырезают по целой отшлифованной доске. Доска должна быть без сучков и повреждений, иначе украшение проживет недолго, а то и вовсе расколется при изготовлении. К счастью, многие современные плотники знают все тонкости и приемы и верны традициям предков.

В избранном В избранное
5415
Предложения