Благодаря гиперактивной застройке петербургских окраин увеличился масштаб проектов: по данным Knight Frank, например, количество квартир на один жилой комплекс составляет примерно 3–3,5 тыс. В подавляющем числе областных деревень людей живет меньше, чем в одном таком доме. И в этих огромных домах практически повсеместно преобладают квартиры минимальной площади — однокомнатные и студии. Из-за этого на протяжении нескольких лет средняя площадь квартиры уменьшалась, за 2012 год, например, на 12%. Массовое стремление застройщиков к удешевлению квартир, кроме сокращения жилого пространства, обусловило и использование самых демократичных по цене материалов и технологий. В итоге, по некоторым оценкам, до двух третей предложения оказалось ниже средней ценовой планки. В этом году обозначилось обратное движение: средняя площадь квартиры в проектах, где открывались продажи, увеличилась. В обжитых районах, по данным «Петербургской недвижимости», с 47,8 до 52,5 кв. м, в пригородной черте Ленобласти — с 40 до 42,4 кв. м, или примерно на 10%. Аналитики, комментируя значительное увеличение предложения (в работе сегодня более 7,5 млн кв. м жилья, тогда как годом ранее было 6 млн кв. м), прогнозируют качественные изменения рынка. К этому застройщиков неизбежно подтолкнет разборчивость покупателей: им есть из чего выбрать, а объемы продаж в разных проектах отличаются на порядок. Потому еще одной тенденцией стало неравномерное изменение цен. В обжитых районах Петербурга средние цены росли несколько быстрее, чем в пригородной части области (8–10% против 5% за год). Но «водораздел» проходит отнюдь не по КАД. От чего прежде всего зависит цена предложения в каждом проекте? От близости к метро? От известности застройщика или впечатляющей рекламной кампании? От качества или масштаба новостройки? От обилия похожих предложений по соседству? Факторы, определяющие цены, их весомость в глазах потребителя комментируют эксперты, опрошенные «Загородным обозрением». Андрей Селиванов, руководитель отдела продаж IMD Group: «Самая низкая стоимость у квартир небольшой площади, значительно удаленных от города, в домах из недорогих материалов на начальном этапе строительства. Что не означает их низкое качество. Все же их можно отнести к экономклассу. Однако понятия «экономкласс» застройщики давно стараются избегать: передовые технологии строительства заметно удешевляют квадратный метр без потери качества жилья. Поэтому сейчас на рынке больше предложений комфорт-класса. В комфорт-классе за КАД условия не отличаются от городских: развитая инженерия, социальная инфраструктура, комфортные площади квартиры, современные стройматериалы. На территориях, прилегающих к КАД, реализуются масштабные проекты, характерно строительство не одного-двух многоквартирных домов, а целых кварталов или микрорайонов. Это обеспечивает альтернативу городскому проживанию — ведь застройщик создает с нуля все условия для того, чтобы жизненный ритм будущих жителей не отличался от привычного в мегаполисе. Среди факторов, играющих на повышение цены, наличие полного комплекта разрешительной документации. Известный бренд компании-застройщика должен подкрепляться успешно реализованными проектами, тогда он повлияет на темп продаж: доверия больше, рисков меньше. Бренд может обеспечить до 10–20% повышения цены. Приемлемую социальную инфраструктуру для покупателей квартир в новостройках девелоперы стараются обеспечить за счет выбора участков вблизи объектов соцкультбыта. Если таковых нет, приходится включать их в проект, что повышает себестоимость и цену жилья. Сегодня лидерами по объемам застройки являются приграничные территории — в зоне до 5 км от КАД, прежде всего во Всеволожском районе. Девяткино, Парнас, Кудрово, Осиновую Рощу и Юкки застройщики осваивают максимально эффективно, формируя полноценный пригород». Лилия Мякеля, менеджер по продажам ООО «Гарантъ Девелопмент»: «Наиболее дешевые предложения — это панельные дома в «неудачных» районах, где отсутствуют метро и развитая инфраструктура, причем дома на начальном этапе строительства, на стадии фундамента. Понижающим цену фактором является активное освоение территории, высокая конкуренция: если в выбранном районе строительство ведут несколько девелоперов и их предложения незначительно отличаются по качеству и наполнению, высока вероятность, что застройщики будут соревноваться за покупателя ценой, предлагая существенные скидки. В самых доступных по цене домах однокомнатные квартиры не превышают 45 кв. м, двухкомнатные — 60 кв. м. Внутри проекта тоже есть градация по цене: неудачная планировка (смежные комнаты, маленький санузел и пр.), первый или последний этаж также определяют снижение. Точно так же, как и вид из окна на помойку либо на стену котельной. Дешевле обычно квартиры без балконов и лоджий. Претендовать на более высокую категорию комфорт-класса может жилой комплекс с собственной инфраструктурой, охраняемой закрытой территорией, имеющий собственную управляющую компанию, обеспечивающую определенный набор услуг, — потому стоимость обслуживания квартиры будет выше, чем в экономклассе. Дома комфорт-класса строятся чаще всего по кирпично-монолитной технологии. В списке удорожающих факторов, на мой взгляд, существенным является известный бренд компании-застройщика, зарекомендовавшей себя с лучшей стороны. Наличие полного комплекта разрешительной документации на цену почти не влияет, поскольку на сегодняшний день почти все застройщики стараются получить весь пакет документов до начала строительства. Иначе сегодня продавать квартиры сложно. В целом, я думаю, цену квадратного метра определяют прежде всего местоположение и наличие/отсутствие развитой инфраструктуры недалеко от дома». Марина Агеева, руководитель службы маркетинга УК «ПулЭкспресс»: «В малоэтажных комплексах, расположенных не дальше 20 км от Петербурга, стоимость квартир начинается от 40–45 тыс. руб. за квадратный метр. В среднем «квадрат» стоит 50–60 тыс. руб., а в статусных пригородах — Всеволожске, Пушкине, Гатчине — от 60 до 70 тыс. руб. В подавляющем большинстве случаев малоэтажные ЖК строятся из газобетона и предполагают подключение к магистральным коммуникациям. Обычно это 3–5-этажные дома на обособленной территории. Самые дешевые квартиры продаются в новостройках, удаленных на 50 и больше километров от города, иногда в составе мультиформатной застройки, что часто является следствием неуверенности девелопера в концепции проекта. Стоимость метра в таких ЖК начинается от 33 тыс. руб., цена и качество при этом в закономерном соответствии. Экономкласс — это прежде всего маленькие площади, студии от 19 кв. м, «однушки» от 25 кв. м и отсутствие в проектах трехкомнатных квартир. Кроме того, малоэтажный экономкласс часто не предполагает создание собственной социальной инфраструктуры, а квартиры сдаются без отделки и разводки инженерных сетей». В классах «комфорт» и «бизнес» преследуется определенная концепция организации внутренней социальной среды малоэтажного комплекса, используются преимущества загородного расположения. Квартиры могут быть с террасами и приквартирными участками, есть проекты с эксплуатируемой кровлей, есть с каминами. Сети разведены по квартире, иногда сделана подготовка под чистовую отделку. Объективно оценить влияние каждого фактора на цену и назвать цифры вряд ли возможно. К сожалению, порой и широко рекламируемые комплексы не имеют необходимой документации. Бренд застройщика сам по себе не повышает цену. Известный девелопер может целенаправленно работать, например, в экономсегменте, а компании-новички — заявлять «с порога» проекты премиум-класса. В сегменте пригородных квартир «локация» — понятие размытое. Например, во Всеволожске плечом к плечу сейчас строятся квартиры «жесткого экономкласса» (студии — от 0,9 млн руб.), бизнес-класса (однушки от 3 млн руб.) и тут же дорогие на фоне квартир индивидуальные дома стоимостью по 15–20 млн руб. Скорее, наличие документов и соцобъектов вкупе с авторитетным брендом позволяют говорить о росте активности продаж. Чем ближе к городу, тем выше стоимость квартир в малоэтажных комплексах. Однако в целом на стоимость загородных квартир влияет только совокупность факторов: близость к городу, хорошая транспортная доступность, в том числе общественным транспортом, видовые характеристики, социальное окружение, перспективы развития местности. Если один из этих факторов негативный, рассчитывать на успешные продажи по ценам выше среднерыночных не стоит. Пока лидером по числу проектов экономкласса на загородном рынке можно считать южные районы Ленобласти: Ломоносовский, Гатчинский, Тосненский. Комфорт-класс — в Петродворцовом районе. Всеволожский район, пожалуй, самый эклектичный по классам застройки. Наиболее дорогие квартиры в малоэтажных комплексах Пушкина.