С XVIII–XIX веков строительные технологии существенно изменились. Ручной труд заменили машины — точные и совершенные, а современные материалы превосходят прежние по характеристикам. Что же предпочесть, когда речь идет о зданиях в классическом стиле? Мнения современников разделились: одни продолжают вздыхать о мастерстве мастеров прошлого, в то время как другие утверждают, что современной жизни нужны более совершенныетехнологии и материалы.
Нельзя забывать, что архитектура Возрождения, а затем времен барокко и классицизма не появилась на пустом месте. Позаимствовав классические приемы у искусства Древней Греции и Рима, архитектура последующих веков следовала прежде всего визуальному образу античных сооружений, превращая некогда функциональные элементы в декор. Нечто похожее происходит и сейчас: практически все классические детали потеряли «смысловую» нагрузку и играют лишь декоративную роль.
Если говорить о современных домах в классическом стиле, то основным строительным материалом стен обычно служат блоки из пористого бетона или крупноформатный пористый кирпич — материалы, о которых раньше никто и помыслить не мог. Затем фасад утепляется и отделывается, как предпочитает заказчик, — декоративной штукатуркой или фасадным кирпичом. Венчает же дом фальцевая металлическая кровля, либо из гибкой или металлической черепицы. Тяжелая керамическая и цементно-песчаная черепица используются реже.
Особого внимания заслуживает декоративное оформление. По традиции некоторые домовладельцы предпочитают каменные эркеры, балюстрады, балконы и капители — такие же, как были в прошлом, но выполненные уже не вручную, а на станке. Альтернатива камню — прочный, но легкий армированный пенополистирол. Кто-то возразит, что любые пластики нарушают экологичность стиля и не соответствуют высокому уровню классических сооружений.
Но есть золотая середина по стоимости, легкости в обработке и внешнему виду: искусственный декоративный камень, который производится из натурального агломерата (кварцевого, мраморного, то есть обломков мрамора или гранита, причем доля натурального наполнителя составляет около 90%) путем вибропрессования или вибролитья с полиэфирными смолами. При изготовлении используются полиэфирные смолы и натуральный наполнитель, например, обломки мрамора или гранита. Камень смотрится как природный, а фактуры, цвета и формы представлены в десятках вариантов. Он прост в уходе: фасады достаточно время от времени обрабатывать водоотталкивающими составами. Рукотворный камень можно использовать не только для облицовки стен, но и углов, фронтонов, оконных и дверных проемов, других сложных архитектурных элементов.
Как пояснили в компании «Красный камень», для отделки дома из газобетона, например, по фасаду укладывается утеплитель, например, базальтовая вата. Ее закрепляют дюбель-парашютами и дополнительно армируют стеклосеткой.
Поверх сетки клеится плитка. Фасад получается теплый, влагостойкий и паропроницаемый. В отличие от штукатурки или доски, он почти не требует ухода и сохраняет внешний вид десятилетиями.
Похожая ситуация и с окнами: рачительный хозяин устанавливает дорогие деревянные окна вместо пластиковых, которые не так плохи, особенно если оправы темные, а не белые. А уж о мелкой расстекловке фасадов никто не спорит: в прежние времена она появилась в связи с тем, что большеформатных стекол попросту не было. Сейчас же этот функциональный элемент превратился в декор: чаще всего мелкий переплет окон представляет собой лишь имитацию, но делать все «по-настоящему» никому и в голову не придет.
Так или иначе, в выборе материалов для дворца хозяину приходится полагаться на собственный вкус и кошелек, и лишь от них в конечном счете зависит строительная смета.
Алексей Сколдинов, главный архитектор HONKA в России
Принято считать, что классические постройки выполняются только в камне. Но даже в XIX веке загородные усадьбы нередко строили из дерева — живого природного материала. Именно они и становятся для нас источником вдохновения. При проектировании мы обычно не следуем всем классическим канонам, а скорее воссоздаем образ по мотивам старинной усадьбы. Чаще всего используется такой декор, как карнизы, кронштейны и ограждения с балясинами, их выполняют из дерева и окрашивают в белый цвет. Немного сложнее с колоннами: деревянные обходятся очень дорого, поэтому в наших проектах мы брали бетонные, а базы и капители делали вручную из дерева, а затем шпатлевали и окрашивали. Даже металлические опоры, которые регулируют усадку дома и обычно остаются на виду, нам удалось спрятать за специальными накладками, чтобы не нарушать классический образ дома.
Александра Давыдова, ведущий архитектор компании «АСК «ОД-Фамилия»
Домовладельцы нередко пытаются создать у себя на участке уменьшенную копию классического дворца. Но этот вариант вряд ли можно назвать удачным, поскольку он нарушает важнейший принцип стиля: гармонию масштабов и пропорций. Кроме того, маленькие помещения с небольшими окнами и невысокими, по сравнению с дворцами и палаццо, потолками будут казаться темными, что, несомненно, неприемлемо, особенно в северных регионах. Многие владельцы «классических» частных домов уже ощутили это неудобство и сейчас хотят больше окон и света. Все решения и стили, позаимствованные в других странах, необходимо адаптировать к нашему климату. Например, если в отделке фасада используют итальянский вариант — штукатурку, за домом будет очень тяжело ухаживать. В этом можно убедиться, посмотрев на оштукатуренные здания в центре города: фасады часто трескаются, пачкаются и требуют ремонта. А вот постройки с каменной отделкой, как на фасаде Казанского собора, практичнее.