— Дмитрий Александрович, поскольку ваша группа компаний впервые представляется в этой рубрике, нам хотелось бы узнать о ней как можно больше. Прежде всего, какое место в деятельности ГК «ТЕРРА» занимает загородный рынок?
— Вопрос, как мне кажется, требует уточнения, поскольку загородные территории и территории в черте Санкт-Петербурга в ряде случаев не столь уж различаются. Имеет смысл вести разговор о малоэтажном домостроении, которое является основным направлением нашей деятельности вне зависимости от расположения участков и построенных домов. Мы начинали как раз в черте города — в тех его районах, которые всегда были традиционным местом отдыха петербуржцев. В частности, в Парголове, Озерках, где никто не откажется иметь дачу, коттедж или таунхаус. Затем по мере развития мы начали осваивать территории в районах Ленобласти.
— Как «ТЕРРА» развивала деятельность?
— Вначале мы занимались в основном операциями с земельными участками. Когда возможности расширились, мы освоили девелопмент, то есть стали подготавливать участки под застройку малоэтажными домами. Для этого необходимо было приобрести участок земли, как правило, не предназначенный под жилую застройку. Следовательно, надо было изменить юридический статус земли и провести все необходимые согласования. Кроме того, к такому участку необходимо подвести газовую магистраль, водопровод, линию электропередач, и только после этого его можно застраивать.
— Застройка тоже входит в круг деятельности ГК «ТЕРРА»?
— Параллельно с девелопментом мы осваивали и строительную деятельность. Начинали с индивидуальных объектов, затем расширили деятельность в этом направлении, и в планах застройки появились целые конгломераты малоэтажных домов. То есть строительство коттеджных поселков. Такой подход диктовался требованиями рынка. Как мы выяснили, подготовить участок и продать его — как правило, менее выгодно, чем построить на подготовленном участке дом и продать его вместе с землей. Хотя, конечно, подходы тут могут быть разные, и бывает, что мы продаем и подготовленную землю.
— В каких случаях это происходит?
— Не все проекты малоэтажной застройки нас интересуют. К примеру, в настоящее время мы выставили на продажу полностью подготовленную для застройки территорию под поселок в Ленинском. Место это хорошо известное, престижное, но площадь участка — пять гектаров — выводит его за пределы наших теперешних собственных интересов. Мы хотели бы застраивать более обширные территории, где можно возвести, допустим, 100 или 200 домов. Вместе с тем существуют компании-застройщики, которые хотят строить 20–30 домов в одном месте, — вот они-то и покупают у нас земли.
— Какие дома вы предпочитаете строить?
— Мы предпочитаем строить такие дома, которые хотят покупать наши клиенты. А клиенты, как показывает практика, предпочитают в основном добротные каменные дома, особенно если участок в черте Петербурга или недалеко от него. В этом случае обычно строят дом для постоянного проживания, а в качестве такого дома наш человек в большинстве случаев представляет не деревянное сооружение, а капитальную постройку из кирпича или ячеистых бетонов. Хотя это не значит, что мы не умеем строить дома по другим технологиям. В процессе освоения рынка малоэтажного домостроения мы строили и деревянные дома, и каркасные. В конце концов, клиенты бывают разные, и надо быть готовыми выполнить любой заказ.
— А если клиент пожелает задействовать другую строительную компанию?
— Мы не будем возражать. На наших участках может возводить объекты любая строительная фирма, главное, чтобы эти постройки не выбивались из общей архитектурной концепции. Мы будем следить за тем, чтобы соблюдалось единство стиля и не было разительных отличий по площади и этажности стоящих рядом домов. Такая чересполосица не украшает коттеджные поселки, а также не способствует быстрым продажам.
— Если говорить об архитектурно-планировочных решениях, то вы не ограничиваетесь строительством коттеджей, а строите еще и таунхаусы. Чем это продиктовано?
— Это продиктовано целесообразностью. Наша стратегия не предполагает слепого следования общепринятым стереотипам загородного домостроения. Это заблуждение — считать, что выгодно строить лишь отдельно стоящие коттеджи на больших участках. Далеко не всегда такой участок используется полностью, во многих случаях домовладелец активно осваивает лишь несколько соток земли. И если эта земля, как в том же Парголове, очень дорогая, то имеет смысл предлагать небольшие участки и возводить на них сблокированные коттеджи. В этом случае клиент экономит на земле и на самой постройке, поскольку две стены общие с соседями. Дешевле обходится монтаж коммуникаций, да и эксплуатация таких коттеджей не так дорога. Следует также учитывать, что таунхаус — это весьма распространенный тип загородного жилья в Европе. А мы сейчас развиваемся именно по европейскому пути.
— Насколько известно, вы отвергаете также стереотипы в части обеспечения коттеджных поселений различной инфраструктурой.
— Это верно. Мы здесь тоже предпочитаем действовать индивидуально, руководствуясь необходимостью и здравым смыслом. Опять же, выйдя на загородный рынок позже некоторых компаний, мы учимся на чужих ошибках. Такие ошибки есть, и в первую очередь они касаются строительства большого количества разных инфраструктурных объектов, что предприняли многие компании, осваивающие загородный рынок. А именно: в рамках коттеджных конгломератов стали возводиться гипермаркеты, рестораны, фитнес-центры, которые, как выяснилось, не очень-то нужны проживающим. Для серьезной закупки продуктов домовладелец, как правило, заезжает в магазин типа «Ленты» или «Ашана», а для укрепления здоровья посещает фитнес-центр вроде «Планеты-фитнес». У каждого есть свои любимые рестораны, в которых он и предпочитает ужинать с семьей или друзьями, так что строительство подобных объектов инфраструктуры себя не оправдывает. Вот почему мы не торопимся их строить. Рядом с нашими поселками, как правило, уже существуют населенные пункты, в которых немало элементов инфраструктуры.
— А бывает так, что земля, которую вы подготавливаете, оказывается не очень выгодной для жилой застройки?
— Такие случаи тоже бывают. В частности, купленный нами участок в районе Порошкина оказался лишь отчасти востребован как место для постройки коттеджного поселка. После проведения соответствующих маркетинговых исследований мы выяснили, что целый ряд потенциальных застройщиков интересуется этим местом с целью строительства бизнес-объектов, что также вполне правомерно. Вот почему в этом случае мы также выставили земельный актив на продажу.
— Теперь, я полагаю, имеет смысл поговорить о конкретных объектах, которые вы реализуете. Какие из проектов малоэтажной застройки реализации в настоящее время?
— В настоящее время можно говорить о двух таких проектах. Как уже говорилось, мы не только девелоперы, но еще и застройщики. Но выступаем в этой роли только в том случае, если полностью уверены в правильном целевом использовании конкретной территории. Одной из таких территорий является крупный коттеджный поселок, который мы построим на семнадцатом километре от КАД, на Выборгском шоссе. Он будет называться «Терра-Выборгское». К слову сказать, у нас нет пустых фантазий в части названий, поэтому все наши проекты называются функционально и понятно, к примеру: «Терра-Парголово», «Терра-Выборгское» и т. д. При этом мы обозначаем компанию-исполнителя, а также четко информируем клиента географически.
— «Терра-Выборгское» — это будет крупный коттеджный поселок?
— Довольно-таки крупный, поскольку именно такие масштабные проекты интересуют в настоящее время ГК «ТЕРРА». Только первая очередь поселка предполагает 130 домовладений, что совсем немало. Это будут каменные дома, скажем так, эконом-бизнес класса. Эти две категории я ставлю рядом потому, что общие критерии в определении класса коттеджного поселка пока не выработаны, а обманывать никого не хочется. Могу сказать, что средняя стоимость домовладений в этом поселке будет около 250 тысяч долларов, и при этом клиент получит капитальный дом со всеми удобствами, пригодный для постоянного проживания. Наделы земли составят 15 соток и больше. Более дешевый сегмент жилья в «Терра-Выборгском» составят таунхаусы — небольшое вкрапление такого типа загородного жилья тоже предусмотрено генпланом. Хотя нам, конечно, интересен не только размер будущего поселка. Поселок расположится в районе Пасторского ручья, а это очень живописное место, идеально подходящее для застройки и загородной жизни. Еще один поселок в этом районе планируется по другую сторону Выборгского шоссе. И это уже будет настоящий поселок бизнес-класса.
— А какой второй проект?
— Это поселок «Терра-Парголово». При подготовке земельного участка мы пришли к выводу, что там имеет смысл строить сблокированные коттеджи. Их будет примерно 70, каждый такой блок будет насчитывать до девяти секций таунхаусов. Специфика поселка заключается в том, что не потребуется практически никакая инфраструктура, поскольку неподалеку город со всеми необходимыми заведениями и учреждениями: развлекательными, образовательными и т. д.
— Вопрос о планах неизбежен. Что у вас в перспективе?
— Безусловно, планы у нас есть. Но, поскольку мы не ставим себе никаких жестких рамок в работе, я бы не стал говорить конкретно о будущих проектах. Скажем так: у нас уже куплены несколько участков земли, которые мы будем подготавливать как девелоперы. А как ими распорядиться, продиктует конкретная рыночная ситуация. То есть мы продолжим и в будущем сохранять верность выбранной нами стратегии деятельности.