Чем ближе к боевой реальности — тем лучше
Кто они, эти люди, дающие нам возможность увидеть сражение на расстоянии вытянутой руки? Среди членов военно-исторических клубов, имитирующих реальные боевые подразделения, есть не только мальчишки-студенты, но и научные сотрудники, менеджеры, инженеры, преподаватели высших учебных заведений, вполне взрослый и состоявшийся народ. В рядах «наполеоновской армии», например, числится реальный участник боев Великой Отечественной войны — самый настоящий седоусый ветеран!
Реконструкторы — так их еще именуют — народ особого склада ума и характера, простому смертному прелесть облачения в кольчугу или искусство быстрого построения в каре не понять.
Сидеть неделями и месяцами над историческими фолиантами, скрупулезно копируя все мелочи военного обмундирования армии, воевавшей несколько веков назад. Учить строевые команды. Выискивать в книгах, что ели служивые, какие песни пели в строю и на бивуаке, в какие карточные игры после боя играли. Потом — шить обмундирование, заказывать в театральной мастерской сапоги, просить друга, улетающего на отдых в США, прикупить десяток-другой пуговиц от мундира солдата наполеоновской гвардии и пряжку офицерского ремня драгуна (в специальных мастерских Голливуда делают очень качественные копии обмундирования и пускают в открытую продажу, правда, стоит это удовольствие недешево!).
Иногда за большие деньги удается приобрести у коллекционеров оригинальные элементы формы: эполеты, погоны, подсумки, ранец, если очень повезет — то и мундир. Эти дивные вещицы, принадлежавшие реальным воинам, поистине бесценны…
Оружие — как без него солдату? Оно также изготавливается своими руками или покупается, затем обязательно регистрируется в милиции, которая должна быть уверена, что пулемет «Максим», маузер или «шмайсер» никогда не пальнут по-настоящему.
Примечание
Первая питерская группа реконструкции была создана в рамках Морского петровского клуба в 1976–1978 годах, в то время как за рубежом военно-историческое движение зародилось раньше. В настоящее время в Петербурге есть практически все воинские подразделения — с древнейших времен до наших дней, включая шотландских стрелков, американских рейнджеров времен Второй мировой войны, казачью конницу, викингов и рыцарей.
И полевая, и парадная формы подогнаны. Оружие опробовано. Даже холостые патроны дремлют до поры до времени в обойме. Вместе с такими же воинами, которые отныне представляют боевое армейское подразделение, начинается муштра. Шагистика. Разучивание строевых приемов с оружием. Потом маневры, отработка приемов рукопашного, оборонительного, наступательного боя — все строго по армейскому уставу, на языке оригинала: французском, немецком, русском…
Наконец настал долгожданный день. Реконструкция! Воссоздание реальных исторических событий. С неба — дождь, в лицо — ветер, но кто станет обращать внимание на такие мелочи, если надо окапываться? Форма, обошедшаяся в несколько десятков тысяч рублей, вмиг превращается в нечто напоминающее рубище бомжа, на ладонях пузырятся мозоли от новенького черенка саперной лопатки — но надо успеть быстрее «противника»!
Выстрелы, грохот, атака, захлебнувшаяся в грязи и пороховом дыму…
Бой окончен. Можно отправляться в палатку, где заботливые маркитантки уже приготовили нехитрую снедь и обязательное для бойцов «согревающее».
Что заставляет реконструкторов тратить массу личного времени и немалые деньги и творческую энергию лишь для того, чтобы на глазах почтенной публики окопаться в мерзлой земле и передергивать негнущимися от мороза пальцами затвор? Сдвинув на затылок красноармейскую ушанку и застегнув на все пуговицы ватник, представитель фонда военно-исторических исследований Руслан Тихомиров, только что вместе со своими бойцами повергнувший «фашистов» на Пушкинском направлении, сказал так: «Нами движет интерес к истории. Стремление вжиться в эпоху. Желание показать зрителям, как в реалии разворачивались те или иные события — будь это средневековые сражения рыцарей, бои Гражданской или Великой Отечественной войны».
Англичанам красноармейская форма к лицу
Зрелище — глаз не оторвать! Вне зависимости от воссоздаваемого времени и места сражения. Потому что (откроем вам маленький секрет) у реконструкторов почти все по-настоящему. Взять, например, средневековых рыцарей, с которых мы начали повествование. Мечи должны быть тупыми — перед боем их специально проверяют. Копья — с закругленными наконечниками. Но как сделать, чтобы «противник» не почувствовал удар, если ваш меч весит несколько килограммов?! Следят, конечно, за этим, но, когда маленькая площадь замка превращается в поле битвы и страсти кипят так, что их градус ощущается даже на зрительских трибунах, кто в состоянии проконтролировать удары и уколы? Немудрено, что многие рыцари и викинги, заработав аплодисменты благодарной публики и презенты дам сердца, потом уходят в свой лагерь на перевязку. Самую настоящую, не поддельную. Ссадины, ушибы, разбитые локти и колени — всего хватает.
А когда конный рыцарь, выбитый ударом тупого копья, летит оземь — мат не постелишь и трапецию к кольчуге не пристегнешь. Казаки и конная гвардия орудуют с тупыми шашками наголо — тоже достается в пылу баталии. Под ногами бойцов мировых войн рвутся взрывпакеты; случается, и в штыковой атаке до близкого контакта дело доходит.
Примечание
Комитет по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике Ленинградской области старается использовать реконструкторские бои для привлечения туристов. Наибольшей популярностью пользуются рыцарские забавы в Выборгском замке, крепости «Корела» (Приозерск), в Старой Ладоге и в крепости «Копорье» (Ломоносовский район). Сражения перемежаются выступлениями фольклорных коллективов, ярмарками и мастер-классами ремесленников — кузнецов, ткачей, гончаров. Неудивительно, что военные туры пользуются спросом.
Бои стараются воссоздавать там, где они реально проходили. Рыцари сражаются в замках, уцелевших в Ленобласти, или под их стенами. Викинги и русские витязи также пытаются использовать исторические интерьеры, дабы показать удаль и сноровку. Если случается накладка — бьются в диком лесу или в чистом поле. Солдаты Первой мировой отбивают атаки на подступах к Петрограду. Если повезет, обживают чудом сохранившиеся береговые оборонительные сооружения. Мечта реконструкторов — оживить бетонные казематы сухопутного форта «Красная горка» в Ломоносовском областном районе. А вот наполеоновской армии и войскам Кутузова приходится ездить в Москву, на Бородинское поле, но таковы исторические реалии!
Зато солдатам Второй мировой — раздолье. Они любят сражаться на линии Маннергейма, на Пушкинском направлении, а в последнее время облюбовали город Никольское Тосненского района. Точнее, деревню Перевоз, что неподалеку от Никольского. Там в январе 1944 года шли страшные бои между РККА и фашистами. До наших дней сохранились остатки немецких укреплений — доты, дзоты… Слухи о масштабной реконструкции под Перевозом разнеслись так далеко, что в 2007 году для участия в сражении приехали… реконструкторы Второй гвардейской дивизии РККА из Великобритании! Командир англичан Роб Хаймер после атаки на позиции врага признался, что в его стране мало что знают о роли Красной Армии в победе над фашистами. И задача их клуба — помочь англичанам восполнить этот пробел. А еще — почтить таким образом память павших советских воинов.
Подразделение немецкой дивизии СС «Полицай» в 2007 году вывело на позиции под Перевозом настоящий грузовик! И телегу, запряженную лошадьми. Зато месяц назад, во время очередной реконструкции на памятном месте, с советской стороны в небо поднялись самые настоящие истребители! «Эсэсовцев» из дотов как ветром сдуло…
Движение реконструкторов в Петербурге и Ленобласти развивается — вот уже и самолеты появились; того и гляди, пароходы на воду спустят или самоходки в бою моторами взревут. Зрителей столько, что скоро придется специальные амфитеатры строить. Но ребята признаются, что до заграницы, куда наши бойцы выезжают по приглашению коллег, им пока далеко. Там даже танки времен Второй мировой в боях участвуют. Пушки боевые палят! Минометы бьют! И поддержка заинтересованных лиц ощутимая. У нас же не только сами амуницию готовят, но даже патроны холостые на «Ленфильме» на свои кровные покупают — военное ведомство перестало помогать, там какой-то циркуляр на этот счет вышел. Но смотреть — интересно. Даже очень! Загляните в Военно-исторический музей артиллерии, что на Кронверкской набережной, когда там будет проводиться фестиваль военно-исторических клубов, — увидите в просторном музейном дворе войсковые подразделения всех времен и народов. Побываете в полевых лагерях. Сражения посмотрите — там уже вся земля окопами перерыта. А потом, глядишь, увлечетесь и за военно-исторические книжки засядете…