Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Дорожная карта. часть 1

Инфраструктура / 07.11.2008

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
info@zagorod.spb.ru

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Вообще-то, дорожная карта — это документ, устанавливающий последовательность мероприятий по урегулированию конфликта или кризиса. Если мы бросим взгляд на карту развития дорожной сети Ленинградской области на ближайшие годы, то и на ней обнаружим немало интересного, особенно в ситуации, когда все только о кризисе и говорят. А в следующих публикациях, уже в ближайших номерах, мы поговорим о других составляющих «урегулирования»: схеме функционального зонирования и территориального планирования земель Ленинградской области, прилегающих к кольцевым дорогам, о железных дорогах, канале Ладога—Усть-Луга и о газе. Пока напомним, что трубопровод, строительство которого началось в декабре 2005 года, пройдет по территории нескольких районов Ленобласти. Не забудем также, что к 2010 году запланировано строить в год по одному малоэтажному квадратному метру на каждого жителя области. Пока от этих планов никто не отказался.

Кризис? Переживем

Любопытно: кризис начался с неплатежей рынка недвижимости, причем в Америке — вообще на другой стороне земного шара: у американцев не хватило денег для оплаты кредитов по смешным (по нашим меркам) ставкам. Отсидеться в России как в тихой гавани не удалось. Уже два месяца живем в условиях кризиса, и пик (дно?) его еще впереди. Американцы нашли выход — печатают денежные знаки и раздают практически бесплатно, поэтому доллар рискует упасть, и существенно. В результате парадоксальная ситуация: зарубежные банки денег нам больше не дают. А наши предприятия и фирмы позанимали на сумму, соизмеримую с бюджетом, но деньги вдруг кончились.

Предприятия сворачивают производство (нет оборотных средств), увольняют сотрудников. Правительство приняло решение о распечатывании неприкосновенного запаса, но пока что в пользу не реального производства, а сферы финансов. Банки задрали ставки по кредитам до 25%, то есть маржа опять же 100% в пользу банкиров, которым государство дает в общем-то наши общие деньги. Меньший процент брать рискованно — надо будет отдавать; давать тому, кто возьмет под такой процент, тоже рискованно — не отдадут. Так что осталась пока что одна сверхприбыльная отрасль — газовая: налогов практически не платит, повышение тарифов оформлено законодательно, а тех, кто не будет оплачивать — отключат. Строители и прочие, кто кормится вокруг недвижимости, про 100% рентабельности могут забыть.

Что ждет остальных? Инфляция, неплатежи, бартер, передел собственности, банкротства, новые миллионеры и безвизовый туризм в Израиль. В конце года аналитики подсчитают и нарисуют графики и гистограммы. Ничего, переживем, не привыкать. Не может быть, чтобы в России всего было в достатке.

Если нефть будет по 20 долларов за баррель, что нам ждать от недвижимости? Останется как реальная моральная и душевная ценность. Даже если она куплена не для себя, а «на вырост», то можно будет попользоваться — рано или поздно пригодится, в конце концов, детям достанется. Все развивается по синусоиде, кризисы тоже не вечны, между кризисами промежуток должен быть. «Экономика капитализма циклична, она движется от кризиса к кризису», — утешал когда-то популярный в народе немецкий экономист Карл Маркс. А ведь не дурак был, многое предвидел.

Земля прирастает инфраструктурой

Загородное строительство (не путайте с программой «Доступное и комфортное малоэтажное жилье») активно продолжается. Пока никто не заявил о приостановлении девелоперских проектов на загородном рынке или отказе от них. Равно как никто пока не сосчитал, сколько коттеджей или поселков надо построить для насыщения спроса. Предложение — на любой вкус, спрос — в головах покупателей. Но деньги кончились! Те, у кого они остались невложенными, не спят ночами: то ли срочно купить, то ли подождать, пока цена упадет. Где выход? Вечна только земля, и то, что в ней находится, в России не кончится. Земли для загородного строительства на рынке еще очень много. Если не под коттеджную застройку, так хотя бы под картофельное поле или кукурузу — может стать актуальной темой.

Но сама по себе земля как объект для инвестиций мало что значит. Важнее всего (после денег, конечно) — сопутствующая инфраструктура. Поэтому, не претендуя на доскональное раскрытие информации, на-чнем с традиционной российской темы (не подумайте плохого) — с дорог.

Дороги на карте и в природе

Пресса то и дело, невзирая на кризис, предлагает победные реляции с фронтов дорожного хозяйства: освоено столько-то денег, а в результате открыто рабочее движение по новому мосту через реку Хабаловку в Кингисеппском районе, реализуется программа развития транспортной инфраструктуры портов. В рамках этой программы строится автодорога в районе порта Усть-Луга—Гостицы—Косколово, подъезды к портам Приморск и Высоцк—автодорога Зеленогорск—Приморск—Выборг. В прошлом году сдан участок автодороги Поляны—Пушное, ведется проектирование дороги Ермилово—Рябово. Планируется построить два новых моста через Волхов и Свирь. Отремонтирована магистраль Выборг—Светогорск, которая ведет к пограничному переходу в Финляндию и трассу на Иматру. А кроме того, заканчивается ремонт Дороги жизни и дорог во Всеволожске. Восстановлены участки автодорог Мяглово—Кола и до Невской Дубровки, где во время строительства КАД было полностью разрушено покрытие. Отремонтирована автодорога Парголово—Огоньки—Толоконниково в Выборгском районе, аварийные участки автодорог в Гатчинском и Тосненском районах. В Волховском районе сдана дорога Зуево—Новая Ладога. На повестке дня давно обещанные объездные дороги вокруг Луги и Сертолова, упомянуты в прессе будущие объездные вокруг Всеволожска, Киришей, Светогорска и Лесогорска. Отремонтировано разбитое прошлой зимой в хлам Приозерское шоссе — как раз к новому зимнему сезону. (Интересно, что останется к весне?)

В планах организации цивилизованного движения по бывшей военной дороге, так называемой «бетонке» А-120, расположенной радиально примерно в 50 км от центра города. Ей отводят роль второй КАД, причем ориентированной на развитие промышленности. Надо же куда-то выводить предприятия из Петербурга — не в Комарово же! Правительство Ленобласти признало перспективными для размещения промышленных зон 19 площадок, большая часть которых как раз возле «бетонки». Логистические комплексы, склады и терминалы, новые заводы — место им только в Ленобласти.

Когда читаешь все эти сводки, можно увериться, что все в порядке. Пока не доведется проехать. Сразу становится ясно, что все перечисленное — латание дыр, точнее, ям, по которым уже невозможно ездить. Светлое будущее, как всегда, где-то там, за горизонтом.

Планы и деньги

В Интернете можно посмотреть Генеральный план развития Санкт-Петербурга, а у нас на странице — проект схемы территориального планирования Ленинградской области. Карта цветная, можно попробовать разобраться. Конечно, картинка — не документ, вернее, не нормативный документ. Однако отражает существующие, но уже наполовину фантастические, на мой взгляд, планы освоения территорий и их назначение, что небе-зынтересно как для инвесторов, так и для покупателей загородного жилья.

Даже в таком общем изображении угадывается задуманное грандиозное строительство: три кольцевые дороги и дублер действующей «Скандинавии» — трасса, именуемая в народе Новоприозерское шоссе. О предполагаемых или планируемых затратах, равно как и о сроках, умолчу, потому что не знаю. Но некоторые опубликованные цифры приведу. Расчетная стоимость строительства одного километра проектируемого Четвертого транспортного кольца, по сообщению московских властей, составляет 716 млн дол.! Километр МКАД стоил чуть больше 100 млн дол. Долларов, не рублей! Средняя европейская цена километра новой дороги — 1 млн евро. В США 1,6 км прокладывают за 3,8–5 млн дол. Еще для сравнения: Большой адронный коллайдер (тот самый, который после запуска должен был втянуть в себя сначала Швейцарию с Францией, а потом и всю старуху Европу, но почему-то не стал этого делать), построенный под швейцарскими Альпами на глубине 100 м, со всеми его магнитами, криосистемами и прочим оборудованием обошелся европейцам в 5,2 млрд дол., то есть 193 млн дол. за километр. Как-то подозрительно дорог нынче рабский труд гастарбайтеров!

Промежуточные выводы

Так что же с дорогами? Стало быть, мало шансов получить в ближайшие годы спутниковое изображение из «Гугла», соответствующее приведенной на странице картинке? Боюсь, что да. Чуть раньше надо было строить — когда денег в стране было «по гланды». Хотелось бы ошибиться!..

В избранном В избранное
1963
Предложения