Тезис пессимистический
Что творится? Евро падает, рубль девальвирует, про всякие ценные в прошлом бумаги — молчу: или хорошо, или ничего… Вечные ценности не в цене: нефть, золото и прочие произведения искусств. Улетели «спекулятивые» деньги из России обратно на Кипр и в другие теплые края. А там-то куда? Наконец, святое: недвижимость.
Которая, как известно, всегда в цене. Была… в силу своей инерционности. Падает все. Если есть деньги, их надо куда-то вложить. Продажи — редкость, покупатель нос воротит, раздумывает, хотя и скидки можно сторговать немалые. Усилилась тенденция роста доступности жилья — начало дешеветь, но что-то это никого не радует, особенно тех, кто имеет не одну квартиру, а, допустим, две-три. У большинства для покупки подешевевших квартир все равно денег нет, и не понятно, будут ли. Кто же выигрывает в эпоху кризиса?
Тезис оптимистический
Все будет, но не скоро. Похоже, планам руководства Ленобласти в ближайшие годы суждено сбыться. Несмотря на кризис, Ленинградская область благодаря исключительному географическому положению не потеряла своего значения как транспортный коридор и единственное оставшееся окно в Европу.
Что там, в этих дорожных планах? Три транспортных кольца вокруг города. Развитие имеющегося транспортного коридора Финляндия—«Скандинавия»—Московское и Киевское шоссе. Создание нового коридора Коми—Урал—Ленобласть—Псковская область—Минск—Варшава—Берлин. Новый платный шестиполосный автобан Москва—Петербург—Финляндия. Новые «хордовые» трассы.
Тезис констатирующий
Прошла эпоха этапа развития дикого капитализма в России, когда ресурсы страны растаскивались всеми, кто получил в свое время доступ к пирогу. Закончившийся строительный бум был основан не только на колоссальном спросе, который, в общем, сохранился, но и на постоянном росте цен, прежде всего на земельные участки, что позволяло так называемым «девелоперским компаниям» беззаботно строить все подряд, не сильно задумываясь о себестоимости, анализе инвестиционных рисков, экономических расчетах и т. п. Перманентный рост стоимости земельных участков покрывал все: риски, отсутствие адекватных бизнес-планов, неграмотную концепцию, рост цен на стройматериалы и «административный ресурс». Казалось, что так будет всегда и земной шар крутится специально, накручивая с каждым оборотом цену на землю.
Не надо было большого ума для того, чтобы дать денег кому надо и купить землю по 5 у. е. за метр и через пару-тройку лет продать по 30–40, а тем, кто купил, продать еще через три года уже по 100 тем, кто действительно начал на ней что-то строить. Ну а заработанные непосильным трудом деньги плавно перетекли в популярную нынче в широких слоях отечественной общественности зарубежную недвижимость и другие предметы первой необходимости.
Сейчас в России деньги у бизнеса и, разумеется, населения, как-то быстро кончились. Остались они только у государства, и то благодаря неустанной заботе министра финансов, которого все, кто мог, критиковали за любовь к американским ценным бумагам. Оказалось, что только государственная поддержка может помочь в благородном деле освоения земельных участков. Прежде всего это касается оснащения инженерной инфраструктурой, в меньшей степени — социальной инфраструктуры.
Теперь весь бизнес России ждет помощи с протянутой к министру рукой.
Причем чем бизнес богаче и крупнее, тем больше у него аргументов и шансов получить деньги. Вторыми после банков в очереди разместились девелоперские и строительные компании. Вместо того чтобы продать все непрофильное, что нажито непосильным трудом, и вложиться в собственное спасение, бизнес жалуется на кризисную ситуацию и просит у чиновников денег, снижения налогов и прочих льгот.
Как будем обустраивать пригороды?
Настала пора государственного развития капитализма в России. При наличии необходимых ресурсов многие вопросы можно решить быстро и эффективно. Если у государства остались запасы, то, видимо, пора строить дороги, воспользовавшись опытом ныне дружественных западных стран, решивших дорожную проблему еще в первой половине прошлого века. Очевидно, рабский труд бывших соотечественников не очень эффективен в смысле производительности и качества. Кроме того, большое количество иностранцев, компактно заселивших бараки в специально отведенных для этого гетто, не способствует дружбе между народами. Мало того, в нынешней ситуации гастарбайтеров тоже надо кормить, иначе они вынуждены будут добывать пропитание самостоятельно. Вариант, что они в связи с кризисом сами возвратятся в виноградные и хлопковые республики, маловероятен: там совсем плохо.
А деньги на массовую отправку по домам есть только у государства.
Проблема недостатка рабочей силы может быть решена очень даже эффективно. В настоящее время появляется большое количество не занятых очень или не очень квалифицированных работников и квалифицированного менеджмента, не сумевших предусмотреть риски кризисных явлений, но способных справиться, если их привлечь к строительству дорог, инженерных сетей и прочей инфраструктуры. Они смогут внести большой вклад в размывание границ между городом и деревней на уровне XXI века — они-то понимают, что канаву копать должен экскаватор. Перспективы хорошие, поэтому за работу, товарищи. Кто-то должен строить транспортные кольца и всякие «хордовые» трассы масштабом поменьше. Сменив белые воротнички на спецодежду, наши отечественные кадры быстро заменят тех, кто сейчас заполняет стройплощадки. Вместо утомительных и дорогостоящих занятий в тренажерных залах можно активно поработать на свежем воздухе, ритмично размахивая лопатой вслед за грейдером или иной дорожной техникой. Осталось в качестве руководителя отыскать человека, который учился вместе с президентом или ходил в один детский сад с премьером. Деньги он «пробьет», а высококвалифицированная рабочая сила, способная освоить новые профессии, обеспеченная жильем, домашним питанием и собственными автомобилями для доставки к месту работы, а также имеющая навыки, связанные в том числе и с закатыванием денег в асфальт, уже высвобождается.
А что же с жилищным строительством, реализацией нацпроекта «Доступное жилье…» и прочими лозунгам прошедшей эпохи?
Все очень просто. Надо выделить земельные участки под застройку (в полном соответствии с разработанными к 1 января 2009 года градостроительными регламентами и прочими жизненно необходимыми документами), и объявить вселенский тендер. Победят турки, сербы, китайцы или немцы (у них тоже кризис) — дать государственную землю бесплатно. Наиболее привлекательные участки, закупленные в спекулятивных целях, не должны простаивать — нужно заставить владельцев выращивать на них кукурузу, благо законодательная база Ленобласти позволяет.
Или выкупить у них по 5 у. е. за метр и предложить туркам, чтобы построили то, что не построили мы сами. Платить твердой валютой по установленной на основании результатов конкурса цене, подобно тому как сейчас город собирается расплачиваться за квартиры со строительными компаниями: половина цены от рыночной, сложившейся на открытом, но неконкурентном рынке. При таком рациональном ведении хозяйства жилищная проблема будет решена ударными темпами. Вот только вопрос с дорогами, боюсь, опять зависнет.