Наш журнал не раз писал об этом проекте, и сегодня мы хотим «подвести итоги» вместе с директором по продажам компании «Конкорд менеджмент и консалтинг» Анной Николаевной Прозоровой.
— Анна Николаевна, поначалу далеко не все приняли идею строительства копий архитектурных шедевров прошлых веков. Чья она была и почему возникла?
— Идея родилась на волне 300-летия Петербурга. Это было время, когда город буквально жил своей славной историей. В 2004 го-
ду по распоряжению правительства Санкт-Петербурга нам был предоставлен земельный участок 14 га рядом с Юнтоловским заказником, Лахтинским разливом и рекой Юнтоловкой. Это уникальные природные места, и потому здесь возможна только малоэтажная застройка, что, кстати, отражено в Генеральном плане развития Санкт-Петербурга. К тому же они тесно связаны с историей Петербурга, с именем Петра. Нам хотелось, чтобы выделенная нам территория стала не просто гармоничной, но и была пропитана духом местности.
Мы привлекли к разработке концепции различные архитектурные мастерские, известные в городе, однако ни один вариант не показался нам интересным. Фактически автором теперь уже реализованной идеи стал генеральный директор нашей компании Евгений Пригожин. Ему хотелось сохранить настроение праздника 300-летия города. Было решено воссоздать архитектуру дворцовых пригородов Петербурга и таким образом создать новый элитный пригород. Для воплощения замысла мы организовали собственное архитектурное бюро «Лахта», в него вошли молодые архитекторы, выпускники Академии художеств. И с первого дня в бюро работает главный архитектор проекта Екатерина Киселева, которая курировала все объекты от стадии проектных предложений до завершенного строительства.
Действительно, в свое время были разговоры, что замысел собрать бок о бок архитектурно различающиеся «дворцы» не совсем удачен, но время показало его востребованность у потребителя. Большинство домов уже имеют хозяев, и сегодня из 45 объектов не продано всего пять. Сейчас мы продаем уже практически готовые объекты в завершенной природно-архитектурной среде, а ведь начинались продажи еще на нулевой стадии, когда на месте ансамбля было буквально чистое поле; но даже на этом этапе продажи шли хорошо.
— Можно сказать, что реализация проекта проходила гладко?
— Я бы так не сказала. У нас были и трудные периоды. Мы вышли на рынок в неблагоприятное время — 2005 год, если помните, был сложным по продажам. А 2006 год оказался куда более удачным, и на волне роста цен у нас раскупили объекты минимальной площади. На следующий год хорошо продавались более солидные объекты, этому способствовало то, что уже стал вырисовываться весь ансамбль. Видно было, что проект развивается очень хорошо. Тогда к нам пришли люди, которые готовы были вкладывать солидные суммы.
Весьма успешным был и 2008 год, несмотря на кризис. В ноябре у нас прошли две крупные сделки. Даже в сложной экономической ситуации люди вкладывают средства в наши объекты, потому что у них высокая степень готовности. Подкупает полный порядок в документации, юридическая прозрачность — у нас четко отработана процедура оформления домов и земли в собственность. А это очень важно, особенно сейчас.
— Претерпел ли проект какие-либо изменения в ходе строительства?
— Отчасти. Изначально, когда нам еще только предоставляли территорию, мы планировали разместить на ней небольшие дома на скромных земельных участках. Но первые эскизы и согласования были уже иными: большие дома на участках немалой площади. Затем мы окончательно ушли в премиум-класс и решили уменьшить число домов, увеличив выделяемую им землю. Мы посчитали, что каждый наш дом — уникальный объект и ему необходим достойный земельный участок.
Сейчас у нас участки от 15 до 80 соток. Все особняки построены по индивидуальным проектам; самый маленький дом — 315 кв. м,
самый большой — 1500. Особняки подразделяются на пять ценовых категорий. Самые дорогие дома расположены у первой береговой линии. Чем дальше особняк от воды, тем он дешевле. Клиенты получают дома с полной внешней отделкой, а вот внутренняя планировка — свободная, и здесь уже можно проявить творчество, создать интерьер по своему вкусу. У журналистов и строительного бизнес-сообщества было опасение, что дома большой площади не найдут спроса. Но практика показала, что у людей есть потребность в домах и 1000, и 1500 кв. м. Мы построили несколько таких домов по заказу.
Разрабатывая проект, мы рассчитывали на приезжих покупателей — москвичей и иностранцев, но оказалось, что наши дома востребованы прежде всего петербуржцами. Семьдесят процентов покупателей — жители нашего города. Хочу подчеркнуть, что у нас штучный товар и штучный потребитель.
Мы считали своей задачей обеспечить высокий уровень жизни на уникальной, экологически чистой территории, расположенной всего в 12 км от центра города и в 2 км от трассы «Скандинавия». В проекте предусмотрены искусственные пруды, зоны с фонтанами и даже часовня. В административном здании обустроен спортивный зал, центр бытового обслуживания, магазин, аптека и офис управляющей компании. Вокруг «Северного Версаля» планируется разбить парк площадью 5 га. Земля под парк уже взята в аренду. Кроме того, на берегу Лахтинского Разлива будет построен летний ресторан и теннисные корты.
— Под это нужны серьезные инвестиции…
— Конечно, компании, нацеленные на быструю оборачиваемость денежных средств, не потянули бы такой проект. Нам, наверное, тоже было бы проще просто нарезать землю по шесть соток, поставить типовые домики по 200 кв. м и быстро продать. Продать в любом случае удалось бы, потому что место здесь очень хорошее. Но мы ставили иную цель: построить то, что останется надолго и будет истинно петербургским. Поэтому строительство и продажа у нас — процессы гораздо более длительные и «индивидуальные».
Конечно, кое-что можно было бы «урезать», от чего-то отказаться, но тогда не получился бы и «Северный Версаль». Наши клиенты — это люди с высокими требованиями, которые трудно удовлетворить, но мы с этим справились.
— Ценность каждого архитектурного проекта демонстрирует время…
— Конечно. Но уже сейчас можно почувствовать особую атмосферу «Северного Версаля».
В поселке уютно, комфортно и по-петербургски изысканно. А когда все хозяева проявят свою индивидуальность при благоустройстве участков, пока что типовых, «Северный Версаль» заиграет новыми, неповторимыми красками.
Одной из задач концепции проекта было формирование природно-архитектурной среды, которая создаст временную иллюзию. У живущих в «Северном Версале» и гостей должно возникать ощущение, что застройка здесь шла не годами, а веками. На территории соседствуют дома разных стилей, начиная от петровского барокко до модерна, как, собственно, и в Петербурге.
— Понятно, что качество строительства в вашем случае не обсуждается. И все же, есть ли какие-то особенности строительства?
— Что нас отличает? Мы все делаем фактически по старинным технологиям. Наши дома полностью кирпичные, с деревянными стропильными системами. Толщина стены — 62 см, с утеплением внутри. Стеклопакеты, разумеется, тоже деревянные. Финское кровельное покрытие, высокотехнологичная отделка фасада с оштукатуриванием и лепниной, разводка инженерных систем внутри дома. У нас много ковки. Решетки мы везли из Италии, где их делали по индивидуальным заказам.
— А наши мастера не делают?
— Делают, но получается дороже, чем в Италии. Наши решетки с элементами ручной ковки ни в одном доме не повторяются, архитектор Екатерина Киселева выбирала их сама — балконные, на калитках, на въездных воротах. А заказчику предоставлялась возможность выбора.
— А к строителям и отделочникам вы предъявляли особые требования?
— К сожалению, в городе сегодня довольно сложно найти квалифицированных работников. Поэтому многим приходилось учиться в процессе работы. Первоначально мы по нескольку раз переделывали фасады, чтобы добиться нужного результата. Зато теперь они идеальны.
— Проект «Северный Версаль» успешно и в срок завершен, но компания «Конкорд менеджмент и консалтинг» уже объявила о новом проекте.
— Да, у нас есть новый проект. Мы настолько вжились в лахтинскую историю, что нам не хотелось бы ограничиваться «Версалем». Поэтому мы обратились к губернатору с просьбой согласовать нам предоставление участка для изыскательских работ.
Участок площадью 18 га примыкает к «Версалю» с севера. Эта территория планируется под оздоровительный комплекс, проект которого сейчас находится в стадии разработки. Фактически это будет объект дополнительной инфраструктуры для жителей «Северного Версаля» и всех петербуржцев. Он станет одним из крупнейших центров оздоровления и отдыха в городе. Комплекс «Wellness-парк» площадью около 14 000 кв. м будет представлять собой многоярусное здание с панорамным остеклением. На каждом ярусе предусмотрены открытые террасы
с лужайками, цветами, травой, деревьями и небольшими водоемами.
«Wellness-парк» объединит в себе все для оздоровления и отдыха. В состав спа-комплекса войдут медико-оздоровительный, косметологический, спортивный центры, пансионат с гостиничными корпусами и апартаментами, рассчитанными на проживание отдыхающих от одного человека до четырех семей. Помимо отдельных коттеджей, планируется построить гостиницу на более чем 150 номеров, фитнес-центр, 50-метровый бассейн.
Медицинская часть проекта составит 3,5 тыс. кв. м. Совместно с французскими специалистами здесь планируется организовать клинику антистарения. Появится спа-ресто-
ран, где для каждого клиента будет разработано индивидуальное меню с учетом времени года и специфики организма. Предполагается строительство конференц-помещений с залами, рассчитанными на 300–700 мест.
Строительство комплекса мы планируем начать в 2009 году и закончить в 2013-м. «Wellness-парк» смогут посещать как петербуржцы, выделившие несколько часов, так и приезжие — на 2–4 недели. Цены на услуги будут среднегородские.