Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

По холмам восточной псковщины

Путешествия / 26.09.2009

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
info@zagorod.spb.ru

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
В прошлый раз, путешествуя по Псковщине, мы остановились в Бельском Устье, рядом с величественным храмом, который сейчас реставрируется. Теперь вернемся в Порхов и продолжим путь в сторону уже известной по прежнему путешествию усадьбы Волышово. Но на этот раз мы до нее не доедем, а за деревней Каменка повернем на грунтовку по указателю «Александрово».

От ротонды к сыроварне

В Александрове еще можно успеть застать остатки удивительной церкви Всемилостивого Спаса, построенной в 1791 году. Поставленная на холме, она необычна своей архитектурой раннего классицизма в виде ротонды с дорической колоннадой по окружности. Теперь эта красота, увы, доживает последние месяцы (будучи при этом памятником федерального значения). Больше трети колонн уже рухнули вместе с частями кровли, появились трещины в куполе храма и стенах. Вокруг церкви старое кладбище с многочисленными каменными крестами. Но это не средневековые кресты, как у нас на Ижорской земле. Здешние датированы концом XIX — началом XX века, причем их форма и время распространения характерны для всего Порховского уезда. На одном из крестов можно даже увидеть дату: «1921 год».

Спасская церковь была построена в имении А. С. Корсакова, ослепшего на службе в Преображенском полку и вынужденного поселиться в деревне. В 1820-х годах усадьба перешла по наследству в семейство Висковатых, а в 1882 году была продана графу С. А. Строганову, владельцу усадьбы Волышово. Граф организовал в имении больницу, построив для нее специальное здание — оно неплохо сохранилось до наших дней, как и здание старого усадебного дома. Эти постройки расположены на соседнем с церковью холме, в небольшом парке. Усадебно-больничный комплекс был куплен в начале 1990-х годов какими-то предпринимателями, но теперь все опять заброшено, и никакой полезной деятельности нами не замечено.

Осмотрев Александрово, мы продолжаем движение по грунтовке и снова выезжаем на асфальт — уже около Волышова. Поскольку усадьбу мы уже внимательно осмотрели, в ней не останавливаемся. Нас ждет большое и неплохо сохранившееся поместье Н. В.  Спиридонова Вязье (современный Дедовичский район). Проехать к ней можно было и по правому берегу Шелони от Бельского Устья, но полукилометровый отрезок дороги через поле может вызвать проблемы при небольшом клиренсе, а вот для «паркетника» он вполне проезжий, впрочем, не в сезон дождей. Итак, повернув с Порховского шоссе по указателю на Дедовичи, мы попадем в деревню Вязье, которая лежит на левом берегу Шелони. Деревня старая, была известна уже с конца XV века. В самом начале XVIII века стала известна и усадьба, принадлежавшая братьям Шубиным — Ивану и Афанасию. Однако никаких сооружений того времени не сохранилось, а те постройки, что можно увидеть сейчас, были возведены при Н. В. Спиридонове в конце XIX века. Сам владелец ничем особенным в истории не отметился, но еще одно здание, построенное специально для него, известно многим петербуржцам — теперь это дворец торжественной регистрации новорожденных «Малютка» на Фурштатской улице. Н. В. Спиридонов родился в 1851 году, в 1877-м окончил Военно-юридическое училище, после чего был прикомандирован в распоряжение Главного военно-ссудного управления. Затем был переведен на службу в канцелярию статс-секретаря, где служил при принятии прошений на высочайшее имя. Наверное, на этих прошениях он и смог сделать себе неплохое состояние. Хотя дело свое знал, пожалуй, хорошо: был награжден несколькими орденами, дослужился до действительного статского советника (а это статус губернатора и градоначальника) и был возведен в потомственное дворянство в 1906 году. К сожалению, сам усадебный дом до наших времен не достоял, но парк, комплекс хозяйственных построек усадьбы и здание одной из самых первых в России частных сельскохозяйственных школ сохранились. Вот что про нее писали в 1911 году: «Вязьевская школа находится в имении «Вязье» Порховского уезда Псковской губернии, учреждена землевладельцем Н. В. Спиридоновым и открыта 25 октября 1896 г. Школа имеет целью распространение знаний теоретических и практических по молочному хозяйству, скотоводству и сыроварению. Курс учения двухлетний; по окончании его ученики посылаются на дополнительную практику в частные хозяйства на время от 6 до 12 месяцев. Принимаются в школу лица мужского пола всех сословий, преимущественно из крестьян, не моложе 17 лет; поступающим производится экзамен по русскому языку и арифметике. Окончившие двухклассные и городские училища принимаются без экзамена. До 1 января следующего по поступлении в школу года ученики платят по 6 руб. в месяц за стол, а с января, в случае успешных занятий и хорошего поведения, они могут быть приняты на казенное содержание. Bсе ученики должны иметь собственную одежду и обувь. Школа располагает 10 казенными стипендиями. Прием учеников производится в октябре».

Двухэтажное здание школы — довольно характерный для казенных построек того времени модерн — пустует и начало разрушаться. Рядом, через площадь, сохранилось еще одно крайне интересное здание — это зернохранилище (элеватор). Уцелевших в первозданном виде сооружений, по которым можно определить технологию хранения зерна в XIX веке, пожалуй, уже и не найти. Нижний этаж элеватора выстроен из дикого камня с кирпичом, со специальными заездами для телег. Верхний этаж деревянный, с небольшими окошечками-скворечниками для проветривания зерна; остались даже родные вытяжки на крыше.

Кроме этих двух зданий, сохранились и другие постройки: двухэтажный дом для учителей, дом управляющего, конюшни, каретный сарай, «сыроваренный подвал». Есть еще изящная ограда с коваными воротами.

Горки и городища

Покинув деревню Вязье, направимся в соседнее имение, расположенное в селе Красные Горки. Когда-то они назвались Княжьи Горки, а их владельцы вам уже известны по ранее описанным нами усадьбам Волышово и Бельское Устье — это Кожины и Строгановы. Сама деревня чуть в стороне от высокого берега при слиянии рек Судомы и Шелони, там и была усадьба с парком и с искусственными прудами. Своим названием место обязано князю Мещерскому, который получил эти земли еще в XVII веке. А до этого Горки были посадом при укрепленном городке Высокое, упоминаемом еще в 1390 году. Буквально в километре за Красными Горками, в деревне Городок, на берегу Шелони и сейчас можно увидеть остатки старого городища с высокими, более 10 м, валами общей площадью около 3 га. Теперь здесь обосновалось местное кладбище (как и во многих других подобных случаях), причем захоронения отчего-то группируются на валах. Само городище сильно заросло, и фотогенично только ранней весной или поздней осенью — когда нет ни снега, ни листьев. К сожалению, этот памятник остался малоизученным — его никто не копал, кроме археолога П. А. Раппопорта, который занимался им в 1958 году довольно бегло.

Вернемся к усадьбе. Именно благодаря Мещерским и началось ее устройство — и зданий, и парка. В 1770-х годах княжеские земли были проданы за долги семьи, и их новым владельцем стал Артамон Кожин. Он и его наследники продолжили благоустройство, возвели многочисленные хозяйственные постройки, а главное, в 1833 году построили церковь, которая оказалась в центре современной деревни. Храм Ильи Пророка довольно нетривиальных очертаний — почти квадратный в основании, хотя эта «кургузость» скрадывается колокольней. На здании видны большие трещины. Местные жители рассказывают о церкви разные истории: якобы когда-то в какой-то разборке сбросили с колокольни попа-пьяницу, а трещины по зданию пошли, мол, оттого, что хранившийся в церкви комбикорм намок, разбух и распер стены. Историй много, но все они напоминают дежурные легенды для заезжих и детские страшилки.

После Кожиных хозяйкой в усадьбе стала графиня М. А. Строганова, сестра владельца Волышово Сергея Строганова. Вот именно при ней в 1880-х годах и построены усадебный дом, псарня и кухня. Эти здания сохранились до наших дней. К ним ведет асфальтовая дорожка почти от самой церкви. В последнее время в барском доме помещалась местная больница, но потом ее закрыли, решив сделать что-то вроде базы отдыха, а тут, как назло, случился пожар. Вот и пустует, разрушается здание, построенное в стиле английского загородного дома.

А мы можем прогуляться по заросшему парку с вековыми деревьями — в советское время он содержался в образцовом порядке благодаря усилиям местного колхоза, на балансе которого находилась и больница. Во время прогулки внимание привлекает насыпной холмик, давно нареченный местными жителями старинным курганом. Но, несмотря на богатую археологическую историю этого края, холмик остается всего лишь элементом садово-паркового дизайна, а сохранившийся, но сильно заросший пруд с островами, бывает, и заманит одинокого рыбака. Местные, разумеется, скажут, что к этому пруду ходила графиня Строганова самолично кормить рыбок, отчего он называется Графинин.

Еще одним объектом, заслуживающим внимания в этой деревне, надо считать остов старой ветряной мельницы, что спряталась за деревенскими домами метрах в трехстах к западу от церкви. К ней подъезд по деревенской улице, что будет справа при выезде из деревни. Классическая для псковского ветряка форма глиняной крынки видна издали и даже с Google.

Очередное Лукоморье

Вернувшись на трассу Порхов — Великие Луки, едем до деревни Пожеревицы. Там по указателю на Вышегород, до которого около 12 км, свернем на сельскую улицу. Грунтовка эта может быть пыльной или грязной, но она крепкая, так что увязнуть там невозможно.

Еще издали с дороги виден на высоком холме купол церкви. Но когда вы въедете в село, проедете по улице мимо кладбища и окажетесь на площади, то не обнаружите ни церкви, ни городища. Вот здесь надо отправиться по правой грунтовой улочке прямо в горку — там и будет дорога к старому городищу и храму из красного кирпича. Церковь Михаила Архангела стоит прямо на городище. Она строилась стараниями генерала А. П. Бибикова десять лет — с 1863 по 1873 год.

Церковь интересна как архитектурно, так и расположением. Хотя объемы солидные, она была теплой — в цокольном этаже котельная, а теплый воздух распространялся по специальным воздуховодам, спрятанным в стенах. К сожалению, подняться на колокольню храма и полюбоваться открывающимися красотами решится не каждый, поскольку прогнившая деревянная лестница вызывает недоверие даже у рисковых регионавтов. Попасть внутрь тоже можно не всегда: церковь чаще закрыта, чем открыта. По сведениям Псковского департамента охраны памятников, в 1997 году здание было передано общине женского монастыря Русской истинной катакомбной церкви — у нас и такое бывает.

Но не стоит печалиться невозможностью подняться на самый верх колокольни — и от подножия церкви открывается великолепный вид на озера, между которыми и расположился старый город, упоминаемый в перечне городов русских еще в 1390 году. В 1428 году его осаждал литовский князь Витовт, но не смог взять и отступил. Чуть ниже, на террасе городища можно увидеть еще одно здание в окружении странных столбиков — сейчас его занимает летняя геодезическая станция Горного университета. Вот это неприметное здание храма погоста Вышегород построено раньше, чем Михайловская церковь, — в 1816 году.

Сам Вышегород окружен целым сонмищем баек и легенд, которые заботливо подогреваются местными и заезжими краеведами. На том лишь основании, что к гусарскому полковнику Николаю Бухарову, здешнему помещику, заезжал Пушкин (ведь Михайловское отсюда не очень далеко), бытует легенда, что именно окрестности Вышегорода стали прототипом Лукоморья. Якобы Пушкин наслушался историй про здешнего слепца, жившего на горе, который ходил к озеру, держась за цепь, протянутую его заботливыми чадами. Ну а про то, что при строительстве церкви вся деревня 10 лет не ела яиц, употребляя их для связующего раствора, здесь не расскажет только глухонемой. Правда, точно такие же «яичные» легенды сопровождают и множество других церквей. Впрочем, местных патриотов это нисколько не заботит.

В избранном В избранное
1671
Предложения