Мы хотим рассказать о другом — о русских крепостях в Финляндии, построенных на землях Российской империи еще до широко известного всем присоединения Финляндии к России в 1809 году.
Основным въездом в Финляндию для тех, кто путешествует на автомобиле, служит погранпереход Торфяновка — Валимаа. Оставив позади громоздкую и малоэффективную систему российского пограничного контроля, вы свободно вздыхаете и спокойно едете по своим делам. Первым городком на вашем пути оказывается Hamina, который большинство наших граждан проезжают осторожно, поскольку именно здесь первый непривычный для россиян перекресток с круговым движением, на котором преимущество у того, кто на круге (в Финляндии принято именно так, в отличие от России). Наш совет — задержитесь немного в этом городе. Поверните направо, вы сможете увидеть уникальную особенность Хамина: звездообразную планировку. Городов с такой структурой, характерной для Италии эпохи Ренессанса, так мало осталось в мире! Эта планировка унаследована от первоначальной шведской крепости Фридрихсгамн, построенной в 1721–1723 годах. От самой крепости того времени не осталось практически ничего, кроме упомянутой структуры. Во время войны 1741–1743 годов шведы сожгли крепость, отступили и больше уже сюда не возвращались. После заключения Абосского мира 1743 года Хамина (Фридрихсгамн), как и Котка, Лапеенранта, Савонлинна, о которых мы будем говорить, стала частью Российской империи. Город возродили, а крепость восстанавливать сразу не стали. До постройки новой крепости именно в этом городке в 1783 году Екатерина Великая встречалась со шведским королем Густавом III, который вскоре развязал очередную войну. И только после этой войны в 1791–1792 годах под руководством
А. В. Суворова начали заново возводить крепостные стены. Однако бастионы, валы и куртины, которые сегодня можно увидеть, — это следы других, более поздних укреплений, построенных в 1803 году по проекту Петера ван Сухтелена, перестроившего Фридрихсгамн по последнему слову фортификационной науки. Но с 1836 года Фридрихсгамн перестал числиться в списке крепостей — ведь границы отодвинулись. Кстати, город еще известен тем, что именно здесь в 1809 году был подписан русско-шведский мир, по которому Финляндия отошла к России, но его, как и другие крепости и города, о которых мы сегодня расскажем, включили в состав Великого Княжества Финляндского только в 1812 году (вместе с Выборгом, Кексгольмом, Сердоболем и т. п.).
Следующим городом, куда мы отправимся, чтобы увидеть кре-постные сооружения, построенные под руководством Суворова, будет морской порт Kotka. В популярных путеводителях пишут, что Котка основана в 1878 году, а ранее здесь был шведский город Ро-ченсальм. Но это не совсем так. Не было такого шведского города, а был пролив Роченсальм — так его назвали по-русски, Ruitsisalmi по-фински и Svensksund по-шведски. Этот пролив известен двумя мор-скими битвами — в первом сражении победил русский флот (1789), а во втором (1790) — шведский. В 1791 году русские войска начали строительство крепости Кюмень-город (Кюменлинна), на год рань-ше стали возводить морской порт Роченсальм с системой фортов. Два форта — Елизавета и Слава — расположены на островах около порта, и попасть туда можно только летом, а остатки третьего форта Катерина и береговой батареи находятся в парковой зоне «Пустой-ланниеми», к которой можно подъехать на автомобиле и походить пешком по дорожкам с видами на море. На удивление, около каждо-го места, где остались следы форта, батареи или порохового погреба, поставлены таблички со схемами и надписями на трех языках, ука-зывающие, что здесь было ранее.
Крепость Кюменлинна в нынешнем виде — тоже перестроенный в 1803 году суворовский форт, тем же Петером ван Сухтеленом, ставшим позднее бароном Великого княжества Финляндского. До 2005 года в крепости располагались военные. Попасть внутрь у нас не получилось — ворота были закрыты, хотя экскурсионные прогулки туда организуют, бывают и дни открытых дверей. Но только летом. Во время Крымской войны в 1855 году англо-французские войска, высадив десант, разрушили порт Роченсальм. Восстановленный в 1878 году, он уже был назван городом Котка (Орлиным городом).
Из Котки мы поедем на север вдоль старой русско-шведской границы. Следующая крепость, которая была построена как русское пе-редовое военное укрепление, — это форт Утти (Utti) недалеко от го-рода Kouvola. Он расположен на стратегической дороге, где в июне 1789 года бились русские и шведские войска. Сейчас это тихое и не-приметное место со скромным поворотом на Turri в одну сторону и на форт в другую. Форт просматривается с шоссе № 6, поскольку расположен в сосновом бору, и представляет собой подобие семи-угольной звезды. Внутри не осталось никаких сооружений, зато хо-рошо сохранились валы и бастионы с обложенными камнем стенами. Форт был построен в 1791 году под руководством Суворова.
В боевых действиях участия не принимал и был заброшен уже в 1809 году. Потому интересен своей первозданной структурой. Увидеть фортификационное сооружение таким, каким оно было задумано более 200 лет назад, да еще в лесу, на природе — в наше время можно нечасто. Кстати, еще один плюс: в этот форт, как и во многие другие, можно въехать прямо на машине.
После осмотра форта мы направимся дальше, по дороге № 6 в сторону Luumaki. Для того чтобы попасть в следующую крепость — Давыдовскую, надо съехать с шоссе прямо в Luumaki. Дорога приведет в центр крепости, это около школы. В этом месте, около важного перекрестка дорог вблизи деревушки Мартила в 1773 году была заложена новая крепость-город Давыдов. До 1781 года построили основные бастионы и равелины, огораживающие территорию примерно 650 на 800 метров. Но основные работы проведены позже — в 1791–1796 годах, и тогда крепость стала мощной с весьма внушительным вооружением: 102 пушки, 12 гаубиц-единорогов и 15 мортир.
В 1799 году она имела статус ретраншемента, то есть укрепленной позиции в тылу главных сил. Однако уже в 1803 году была упразднена, а все казенные постройки продали с аукциона в 1829 году.
Сегодня сохранилась главная достопримечательность и сердце крепости — цитадель, а также два бастиона и рвы с валами на южной стороне, за школой. Все фортификационные сооружения отреставрированы и содержатся в полном порядке. На территории крепости расставлены информационные таблички со схемами и подписями, но, к сожалению, только на финском языке. Пожалуй, именно эта крепость в небольшом городке — яркий пример бережного отношения финнов к своей истории и достопримечательностям. Восстановление полуразрушенных и оплывших сооружений велось уже в 80-е годы прошлого века под эгидой музейного управления.
Осмотрев Давыдовскую крепость и представив, что финны смогли бы сделать с крепостью Копорье, окажись она на их территории, направимся дальше, в город Lappeenranta (Лаппеенранта). Помере приближения к нему нам будут все чаще встречаться автомобили с российскими номерами, а в городе их слишком много. В самом центре Лаппеенранты, на мысе, вдающемся в озеро Сайма, где происходили местные ярмарки, в 1721 году шведские власти по проекту Аксела Левена отстроили новую крепость — Вильманстранд (нынешняя Лаппеенранта). Считается, что за основу планировки крепости была взята известная мальтийская крепость Ла-Валетта. Во время так называемой «шляпной войны», или, как ее еще называли, «войны малой злобы», 23 августа 1741 года русские войска штурмом взяли эту крепость. Командовал ими Петер де Ласси, а шведов возглавлял генерал К. Врангель. В память о той битве около въезда в крепость со стороны города стоит памятник необычного вида, на нем надпись: «Августа 23 дня 1741 [г.] сражалась защищавшая Финляндию армия на этих полях против превосходящего противника в самой значительной битве «Малой злобы». В ней принимали участие из финских частей Тавастский и Саволакшский полки, а также карельские драгуны, из шведских — Западно-Ботнический, Сёдерманландский и Даларнский полки, а также так называемый добровольческий батальон Вилле Бранда. За сражением последовало ограбление и сожжение города Лаппеенранты. Души предков взывают к нам из глубины веков: «Берегите зорко нашу страну, политую потом и кровью ушедших поколений».
Основа памятника — это бревно, которое, по легенде, плыло в крови защитников крепости, и памятник поставили там, где оно
остановилось. Правда, в финских путеводителях умалчивают об убий-стве русского парламентера, предлагавшего условия сдачи крепости, но это детали. После присоединения Вильманстранда к России в 1791–1792 годах крепость была реконструирована под руководством Суворова. Появились дополнительные редуты и бастионы. После присоединения Финляндии в 1809 году крепость упразднили, раз-местив там, как это у нас обычно делалось, тюрьму — вначале жен-скую, затем мужскую. Сейчас в крепости, в старых зданиях казарм, складов и арсенала располагаются несколько музеев, там же стоит и самая старая сохранившаяся православная церковь Финляндии — Покрова Пресвятой Богородицы, освященная в 1785 году. В северной части крепости есть еще один памятник — он связан с расстрелами «красных» финнов во время Гражданской войны в 1918 году. В саму крепость можно спокойно заехать на машине, припарковаться и прогуляться. Хорошие виды и отреставрированные бастионы — все это очень гармонично вписано в существующий городской ландшафт. Никто и не думает сносить крепость и строить здесь какой-нибудь небоскреб.
Последней бывшей русской крепостью, которую мы отправимся посмотреть, будет самая красивая и величественная из упомянутых сегодня. Кроме того, она еще и самая старая. Эта крепость, а точнее, древний замок Олавинлинна. Построил его в 1475 году Eric Axelsson Tott. Город Nyslott вырос бок о бок с владениями Великого Новгорода для укрепления границ в связи с политикой Ивана III в отношении Новгородской республики. Наверное, не все знают, что больше половины нынешней территории Финляндии до 1595 года являлись землями Великого Новгорода.
Почти сразу после постройки крепости Иван III предпринял две попытки штурмом овладеть ею — в 1495 и 1496 году. (В то же время он пытался также взять штурмом и крепость Выборг.) Во время следующей войны со шведами, при Иване Грозном, крепость выдержала еще несколько русских осад. Только в 1714 году, после трехнедельной осады, русские войска смогли взять крепость; в гарнизоне тогда было всего 178 человек, а боезапас составлял 60 ядер и 10 кг пороха. Затем Олавинлинну отдали шведам, и только в 1743 году она окончательно перешла к России. И, как вы, наверное, уже догадались, без участия Суворова здесь тоже не обошлось. Под его руководством были построены кирпичные ярусы на башнях, дополнительные бастионы, ворота и т. п. Название крепости не изменили, и русские ее именовали просто Нейшлот. Так что всем известный Нейшлотский переулок у Финляндского вокзала в нашем городе назван в честь этой самой крепости. Сейчас крепость выглядит так же, как в результате реконструкции 1792 года. После вывода военного гарнизона в 1847 году Нейшлот шесть лет побывала тюрьмой, а в 1872 году получила статус государственного исторического памятника и стала развиваться как культурный и туристический центр. Крепость расположена на скалистом островке, и попасть в нее можно только по понтонному мосту. Настоящая, средневековая, она изобилует необычными деталями — такими, как необработанная скала вместо пола, выносной туалет на высоте почти 20 метров и современный конференц-зал там, где заседал шведский король.
Без экскурсовода вы сможете походить только по небольшой части крепости, но каждый час организуется экскурсия по террито-рии. Даже для одного посетителя, предъявившего обычный входной билет, служители проводят персональную экскурсию, правда, на английском языке.
Вот уже более ста лет крепость функционирует как музей, дос-топримечательность для туристов и используется для проведения различных фестивалей (с 1912 года) и других мероприятий, а совре-менные технологии сделали практически незаметным участие мно-жества устройств и механизмов, обеспечивающих жизнедеятель-ность средневекового замка в качестве современного выставочного и оперного зала.