Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

От рококо до железобетона

Путешествия / 29.01.2010

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
info@zagorod.spb.ru

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Прошлый раз в поездке по Псковщине мы остановились в дивном месте — Вышегороде Дедовичского района. Теперь мы вернемся на дорогу Порхов—Великие Луки и продолжим движение на юг. Впереди нас ожидает удивительная по своей истории земля.

Уже в XIII веке эта местность входила в состав Великого Новгорода под названием Ржевская земля. Нет, эти земли не принадлежали Ржеву, что стоит на Волге, — здесь был свой центр, который назывался Ржева, а после 1435 года Пустая Ржева. И территория эта, первоначально новгородская, затем стала двойного подчинения — Новгорода и Литвы, потом тройного, включая Москву, и только с падением самостоятельности Новгорода окончательно стала собственностью Московского государства. Однако следов тех древних поселений и укреплений не осталось, за исключением самой Пустой Ржевы, поскольку она находится в весьма труднодоступном месте Бежаницкого района. Но о ней мы расскажем в следующих экскурсиях.

Пушкин и здесь наследил

Первой достопримечательностью, которую мы с вами увидим, будет стоящая немного в стороне от основной дороги Успенская церковь 1744 года постройки в селе Новое. Попасть в село можно через станцию Чихачево, где придется три раза пересекать одну и ту же железнодорожную ветку на довольно небольшом отрезке пути. Мы, один раз проезжая по этой дороге, на всех трех переездах пропускали один и тот же местный дизель Дно—Великие Луки, медленно ползущий и останавливающийся прямо посреди автомобильного переезда, чтобы высадить местных жителей с мешками и сумками. Само шоссе до Нового представляет собой хорошо укатанный грейдер, который в зимнее время регулярно чистится. Церковь стоит прямо у дороги, заблудиться невозможно. И сразу видна ее необычность: построена она в весьма редком для сельской местности стиле рококо. Возвел ее неизвестный архитектор на средства местного помещика Мины Дубровского. В самой церкви были устроены фамильные склепы, где на протяжении почти 150 лет захоранивали потомков многочисленной семьи Дубровских, но сейчас все склепы вскрыты, а плиты с именами усопших разбиты и брошены где попало. В самой церкви еще сохранились фрески, а деревянный иконостас, стоявший почти до 80-х годов ХХ века, был вывезен в Псков — там его после реставрации хотели водрузить в одном из храмов Мирожского монастыря, поскольку он подходил по времени и размеру, но монастырю больше понравился новодел, и теперь иконостас из Успенской церкви гниет в подвалах Поганкиных палат Псковского музея-заповедника. На отдельно стоящую колокольню ведут две внутренние лестницы: одна до второго яруса, где была сокровищница помещика (видны остатки сейфов), а другая — до третьего, откуда открывается живописный вид на долину реки Уды.

Поскольку на Псковщине очень любят вспоминать Пушкина, то и в этой деревне не обошлось без мифа. Якобы поэт был наслышан о местном помещике Дубровском и именно с молодого барина, который тайно встречался с любимой девушкой, был списан один из героев повести «Дубровский». Причем рассказывают о подземном ходе из церкви к берегу пруда (на самом деле пруд совсем рядом), по которому будто бы влюбленный сбегал от докучливой челяди и родни.

Из Нового возвращаемся почти прежним путем, только после железнодорожного переезда выберем левую дорогу, которая идет по долине реки Уды. Она приведет в деревню Добрывичи, где более 200 лет располагалась фамильная усадьба Чихачевых. Наиболее известный представитель этой фамилии — адмирал Н. М. Чихачев (1830–1917). Член Госсовета, управляющий Морским министерством (1888–1896); его именем назван мыс в Татарском проливе и острова на Дальнем Востоке. Адмирал родился в этой усадьбе и здесь же похоронен. Сегодня сохранились лишь усадебные хозяйственные постройки, которые до сих пор используются, остатки парка и церковь Тихвинской иконы Божией Матери 1807 года постройки, памятник федерального значения. Необычность этой церкви придают несвойственные началу XIX века барочные элементы: когда уже повсюду начиналась эпоха классицизма, помещик Чихачев, судя по всему, будучи человеком старой закалки, построил храм в старых барочных традициях. Увы, церковь находится не в лучшем состоянии. Службы проводят в трапезной, а главный храм с приделами закрыт на постоянный ремонт.

Между купцами и туарегами

Хочется обратить внимание на соответствие названий железнодорожных станций и населенных пунктов. Тут особенно заметна непостижимая обычному уму логика железнодорожников. Железная дорога Дно—Новоскольники, которая и проходит в этих местах, была сдана в эксплуатацию 11 сентября 1901 года. Названия станциям давались соответственно ближайшему крупному и важному селу или усадьбе, а то и просто рядом стоящей деревеньке. Так, например, станция Чихачево была названа по фамилии владельцев большой усадьбы, почти в 8 км от станции. А станция Ашево располагается почти в 12 км по прямой от одноименного села. В то же время если вам надо попасть по железной дороге в райцентр Бежаницы, то ближайшая стацией окажется Сущево. Одним словом, мир железнодорожников — это две параллельные линии, которые с нашим миром практически не пересекаются.

Вернувшись на шоссе в районе деревни Уда, повернем налево и скоро въедем в старое село Ашево. Возраст его точно не известен, но, судя по найденным в Новгороде берестяным грамотам, оно весьма старое: первый раз Ашево упоминается в берестяной грамоте № 788 (1180–1200), второй раз в грамоте № 963 (1416–1421). На протяжении столетий это село было волостным центром, где действовали пять заводов, проходили ярмарки. И сейчас неплохо выглядят старые купеческие дома вдоль главной улицы, остатки амбаров и иных хозяйственных зданий, построенных в традиционной валунно-кирпичной манере. Сохранившаяся на одном из таких зданий табличка с упоминанием сберкассы может вызвать ностальгию у тех, кто помнит, что это за учреждение. Кроме кирпичных, сохранились и деревянные дома XIX века. По воспоминаниям В. Д. Философова, бежаницкого помещика, в конце XIX века он застал остатки путевого дворца Екатерины Великой, которая проезжала по этой дороге летом 1789 года. Вот такое необычное в типовом сельском районе место, где можно увидеть редкое обилие рядовой застройки различных архитектурных типов. Но сюрпризы Ашева на этом не заканчиваются: здесь местным энтузиастом в бывшем скверике прямо около дороги устроил небольшой зоопарк. В нем были и верблюд, и ишак, и страус, а перекрашенный в божью коровку старенький горбатый «запорожец» дополнял картину. В дополнение к этим нехарактерным для Псковщины животным хозяйский дом напротив охраняет настоящая волчица на цепи. К сожалению, щедрость проезжающих туристов оказалась губительной для обитателей зоосада. Так, верблюд умер от переедания — местный ветеринар, ранее не имевший дела с туарегскими животными, не смог помочь страдальцу.

Проехав еще километров двадцать, когда до Бежаниц останется примерно два километра, повернем направо, по указателю на Кудеверь, затем в деревне Махново перед мостом через реку Льста повернем налево, к деревне Дворцы. Это место известно тем, что на кладбище Пятницкого погоста, которое лежит внизу, на левом берегу Льсты, в 1826 году был похоронен Петр Ганнибал. Петр Абрамович жил неподалеку — в поместье Сафонтьево, куда приезжал и Пушкин, изучая свою родословную. Это известно из его письма от 11 августа 1825 года П. А. Осиповой в Ригу, в котором он сообщал, что хочет посетить «vieux negre de Grande ‘Oncle» («двоюродного дедушку — старого негра»), чтобы получить от него «memoires» — воспоминания о прадеде. В то время такие термины были вполне допустимы и никто не требовал называть Ганнибала афророссиянином. Место захоронения было забыто, кладбище уничтожено, и только недавно здесь установили памятный крест и построили часовню. Кроме этого, в Дворцах сохранилась Никольская церковь 1822 года постройки, числящаяся памятником федерального значения. Храм действующий, но ничего особенного с точки зрения архитектуры в нем нет (в отличие от церкви в Новом, которая никаким памятником не числится). Из истории Дворцев интересно узнать, что здесь в 1586 году преподобным Арсением был основан Никольский монастырь, просуществовавший до 1760 года. Кроме того, еще в XV веке на высоком берегу Льсты стояла и небольшая крепость, следов которой мы найти пока не смогли.

Сельские высотки

Возвращаемся обратно, к дороге на Бежаницы. Буквально через километр въезжаем в районный центр, где почти сразу нас встретит автозаправка (сами заправляемся, пока живы). В Бежаницах были две усадьбы, Богдановское и Усадище, принадлежащие одной семье — Философовым. По преданию, они ведут свой род от Марка Македонянина, приехавшего из Греции при святом князе Владимире. В усадьбе Богдановское бывал и Пушкин, и образ помещика Троекурова, по мнению многих, списал с ее владельца — Д. Н. Философова, слывшего самодуром. Имея много земли и крестьян, помещик не жалел денег на благоустройство усадьбы. По легенде, более десяти лет создавался усадебный парк в версальском стиле: высаживались деревья, рылись пруды и насыпались горки. Крестьяне, желающие венчаться, должны были перед свадьбой работать на расширении парковых прудов. Сейчас от усадьбы Богдановское остался только пруд, вырытый бедными женихами и невестами. Зато сохранился усадебный дом в Усадищах. Направляясь к нему, минуем кладбище, где сохранился фамильный склеп Философовых (в советское время в нем была керосиновая лавка), а напротив, в валунно-кирпичном доме купца Ченцова (1910 года постройки), теперь церковь Петра и Павла. Повернув налево по указателю, подъезжаем к усадебному дому имения Усадищи.

В советское время в нем была школа, а сейчас историко-культурный центр. Здесь вам с удовольствием расскажут о семье Философовых — о первом Главном военном прокуроре Российской империи Владимире Дмитриевиче и его жене Анне Павловне, урожденной Дягилевой. Об их сыне, Дмитрии Владимировиче, который более 15 лет жил в так называемом троебратстве с известными символистами Зинаидой Гиппиус и Дмитрием Мережковским. Все трое приезжали в Усадищи, но не в 1900 году, когда железной дороги еще не было, а чуть позже. Легенду про подземный ход, прорытый между усадебными домами, обязательно поведают любому приезжему, проявившему хоть небольшую заинтересованность местной историей. И непременно подчеркнут, что видели его своими глазами несколько лет назад, но теперь он засыпан, чтобы детишки там впредь не пропадали. Кроме усадебного дома, в центральной части поселка, на улице Смольной сохранившийся в хорошем состоянии двухэтажный дом купца Кудрова, 1905 года постройки, с дворовыми хозяйственными постройками. Сейчас в нем библиотека, и памятная табличка свидетельствует, что основала ее А. П. Философова. Это действительно так, поскольку в то время многие помещики устраивали избы-читальни и местные библиотеки для крестьян, отдавая в них свои книги и журналы.

Но оставим Бежаницы и поедем дальше, в сторону райцентра Локня. Почему не сохранили старинное название Влицы, известное еще с XV века, нам неведомо. Целью нашего путешествия будут остатки усадьбы Старые Липы. Чтобы попасть к ним, мы должны в Локне повернуть по указателю на Михайлов Погост и проехать мимо действующей Преображенской церкви 1795 года, рядом с которой похоронен родной брат М. И. Кутузова Семен Илларионович. Сама деревенька Старые Липы на карте не обозначена, но указатель на дороге есть. Как только вы подниметесь в горку, сразу поверните налево — и с дороги вы увидите то, что было когда-то усадьбой сенатора Николая Семеновича Брянчанинова. Ранее усадебный комплекс назывался Гора, поскольку расположен на возвышенности. Сенатор получил его в наследство и долго им не занимался. Только в 1885 году, выйдя в отставку, он взялся за благоустройство — разбил парк, выкопал пруды, построил большой пышный дом. В 1909 году сын сенатора пристроил к дому две высокие, почти 30 м, железобетонные башни весьма оригинальной архитектуры. У побывавших здесь надолго остаются в памяти эти близнецы псковской глубинки. В то время железобетон входил в моду и многие передовые люди строили из него свои дома, и тогда с ним не халтурили. Так, опасаясь коррозии, в качестве арматуры использовали легированную сталь с высоким содержанием никеля.

После революции все в доме было разграблено, затем здание разобрали на кирпичи. На сегодняшний день остались только эти две башни да фрагмент парадной лестницы. У молодоженов ближайшей округи завелась новая традиция — всей свадебной толпой залезать на башни с шампанским и прочими напитками. Поэтому ходить здесь надо осторожно: повсюду битое стекло. Внутри башен сохранились витые бетонные лестницы, при одном взгляде на которые фотографы и художники издают вопль восторга — так те хороши даже обшарпанные.

С верхних смотровых площадок открываются потрясающие виды на десятки километров. Оттуда можно увидеть краснокирпичную Свято-Владимирскую церковь в Михайловом Погосте. Она была построена в 1862 году стараниями помещицы М. И. Алексеевой, от которой и получил в наследство усадьбу Гора Н. С. Брянчанинов.

В избранном В избранное
1270
Предложения