На всякий вкус и достаток
Внешний вид и устройство усадебного дома зависели прежде всего от зажиточности хозяина и назначения усадьбы. Но необязательно богатый барин желал только отдыхать в парадном дворце, получая доход из каких-то других источников. Немало примеров, когда богатство формировалось тут же, в усадьбе. Другое дело, что у крупного помещика могло быть несколько усадеб: одна парадная, с представительным домом, а прочие — для извлечения дохода, в них хозпостройки преобладали над зданиями для житья хозяев. А парадная усадьба предназначалась исключительно для отдыха и приема гостей, она должна была демонстрировать зажиточность и вкус хозяина. Поэтому к барскому дому полагался еще и парк с разными затеями вроде эрмитажей, гротов, парковых павильонов и гидросистема, часто созданная из неудобий, что говорит о высоком искусстве садово-парковых мастеров.
Были и довольно бедные усадебки, с очень скромными домиками. В то же время зажиточный помещик с исправным хозяйством утилитарные здания возводил основательными, а сам практически ютился в домишке, который можно легко было принять за жилье управляющего или даже садовника.
И что еще очень важно — многие усадьбы, переходя из рук в руки или просто меняя поколения владельцев, неоднократно перестраивались, и что-то оставалось от прежних хозяев, что-то добавлялось. Когда отменили крепостное право и помещикам пришлось пересматривать свои взаимоотношения с крестьянами, часть усадеб перешла во владение богатых купцов. Еще позже, в начале XX века, многие обедневшие хозяева поместий сдавали барские дома в качестве дач, особенно если они были расположены в удобных для отдыха местностях. При этом часть усадебных домов построены неизвестными архитекторами, не оставившими никаких следов в истории, а иные возведены признанными мастерами — ведь даже такие модные архитекторы, как Штакеншнейдер или Фельтен, не чурались усадебных заказов.
Бедненько, но чистенько
Рассмотрим в качестве примера одну крупную усадьбу в Гатчинском районе — Дружноселье. Многие посетители принимают за барский дом довольно некрасивое желто-белое кирпичное оштукатуренное здание в конце длинной аллеи. Теперь там туберкулезная больница. И потом граждане бывают сильно разочарованы тем, что видели всего-навсего перестроенную богадельню. Она была построена князем Витгенштейном неподалеку от семейной усыпальницы — очень красивого костела Святой Стефании (хозяйка имения княгиня Стефания Витгенштейн была урожденной Радзивилл и умерла совсем молодой). Туристы начинают гадать, где же они видели барский дом. Ведь при такой красоте сохранившихся зданий — и костел, и хозпостройки, и водонапорная башня под стать крепостной, и даже богадельня, — господский дом и вовсе должен быть дворцом. А дворца-то как будто и нет…
Утешим туристов. Дворца действительно нет. Как это ни странно, богатые Витгенштейны, державшие такое большое, ухоженное имение с огромным парком и прихотливой системой прудов и речек, жили в неказистом деревянном домике. Тот, кто пойдет по аллее до больницы со стороны Сиверской, непременно это здание увидит, но далеко не всегда определит его как барский дом. И правда, вид оно сейчас имеет довольно жалкий. Хотя при детальном рассмотрении оказывается, что домик не так уж и мал, просто очень стар, и что советские перестройки не пошли ему на пользу, это самый что ни на есть княжеский дом. За то, что это именно барский дом, а не домик садовника или что-то иное, говорит хотя бы его послевоенное использование. Там был клуб, и в зале крутили кино. Парадную залу таких размеров, чтобы в ней могли разместиться дружносельские зрители, мог иметь только барский дом. Похожим на это здание был усадебный дом в Раскулицах (Волосовский район) — имении Корфов, тоже не самой бедной семьи. Он сгорел в конце 80-х годов XX века, но остались фотографии.
Другой пример довольно скромного барского дома, тоже деревянного, но большего размера, можно увидеть в усадьбе Ильжо Лужского района. Двухэтажное здание было покрыто резьбой, которая до сих пор кое-где видна, но в общем и целом небогатое. Его выручает местоположение: парковым фасадом оно выходит прямо к озеру, куда спускается лестница от террасы. В остальном это типичный загородный дом в русском стиле, из тех, что массово возводились по поместьям средней руки в 1860–1870-е годы. Русский стиль тогда активно применялся в архитектуре, и загородные дома не избежали этой моды. В целом дом в Ильжо, если судить по старым фотографиям, от природы был довольно скромным, утилитарным. Главным в нем была не пышность, а удобство для круглогодичного проживания.
А уж совсем скромный, но тем не менее барский домик можно обнаружить в деревне Кемполово Волосовского района. Усадебка там была маленькая, без водоема, с небольшим парком, и похвалиться она может только своим основателем — это был эльзасец Жан-Батист Данзас, сын королевского прокурора, бежавший в Россию после Великой французской революции. Потомки его постепенно беднели, усадебка хирела, но до сих пор проезжающий мимо турист может увидеть скромный деревянный домик с башенкой, ныне поделенный на две квартиры. Стоящий на невысоком холме, он очарователен, хотя отнюдь не пышный.
Деревянные дворцы
Были и крупные деревянные усадебные дома, практически дворцы. До наших дней сохранились немногие — ведь дерево очень уязвимый материал. Больше нет прекрасного дворца в Осиновой Роще работы Викентия Беретти, бесследно пропал его же дом в Богословке (ныне Невском лесопарке), дотла сгорел очаровательный дом в Скреблове (Лужский район). Лишь по нескольким образцам, дошедшим до наших дней, можно судить об этом типе барского дома.
Один из таких дворцов известен практически всем петербуржцам — это барский дом в селе Рождествено Гатчинского района, которое одно время даже имело статус города. К сожалению, дом этот сильно пострадал во время пожара в 1990-е годы, но сейчас почти восстановлен. Эта усадьба связана прежде всего с именем Владимира Набокова, но построен был в 1825 году. Близкий к канцлеру Безбородко, чиновник Николай Ефремов выстроил этот особняк как парадный, поставленный на виду, на фоне большого парка над речкой. Служебные здания расположили далеко за парком, чтобы не портить «благородный вид». И в таком виде имение было продано золотопромышленнику Ивану Рукавишникову, племянником которого был Владимир Набоков. Дядюшка завещал усадьбу юному писателю, и тот подарил мировой литературе великолепные строки о Рождествене и барском доме.
Любопытно, что в далеком от Рождествена Череповце есть очень похожий особняк — усадьба Гальских, превращенная в музей после долгой реставрации. Сотрудники музея отмечают сходство двух деревянных дворцов — даже бельведер был восстановлен в усадьбе Гальских по образцу рождественского. Это сейчас Череповец прежде всего промышленный город, чадящий трубами «Северстали», а в XIX веке, когда он входил в состав Новгородской губернии, город был купеческим, с довольно солидной дворянской прослойкой. Такими дворянами и были Гальские, владевшие усадьбой Горка до самой революции 1917 года. Конечно, богатой семье нужен был и приличный дом. Но дом этот одна из Гальских получила в наследство, а строил его прежний хозяин — полковник Кудрявый. При беглом сравнении двух особняков довольно быстро можно найти различия. Дом Гальских стоит не над узенькой речкой Грязной, а над могучей Шексной. За особняком не богатый парк, почти лес, а изреженные посадки благородных деревьев и цветники, за ними, тоже в отличие от рождественского, многочисленные служебные постройки. То есть дворяне Гальские не чурались лицезреть с балкона своего особняка жизнь усадьбы. Тут и конюшня, и каретный сарай, и дом управляющего, и всякие иные домики, причем все из дерева, ведь природного камня в Череповце нет.
Каменные палаты
Ну и наконец то, что прежде всего ассоциируется с богатством: каменные особняки. Мы называем «каменными» и кирпичные постройки, хотя это, конечно, не одно и то же. Кстати, здания из природного камня — гранита и даже известняка — встречаются крайне редко, чаще камень используется в сочетании с кирпичом или деревом, а то с тем и другим.
Гранитных жилых домов в загородных поместьях у нас нет вовсе — даже в Выборге, где гранит очень дешев, дом баронов Николаи в Монрепо выполнен из дерева. А известняковых — очень мало. Таков, например, небольшой дом в деревне Воронино Ломоносовского района (имение Енгалычевых). Рядом с этим скромным особнячком из известняка двухэтажная постройка с колоннами, которую многие и принимают за усадебный дом. Но нет, это оранжерея для крупномеров, где выращивали южные плодовые деревья, а каменные жилые палаты такого размера просто не протопить зимой. Частично известняковая кладка есть в барском доме поместья Анташи (Волосовский район), но чаще известняковая плита служила как облицовка.
Таким образом, каменный загородный дом практически всегда кирпичный. И тут уже все зависело от времени постройки дома, от финансовых возможностей заказчика, от числа последующих переделок. Сейчас среди хотя бы частично уцелевших барских домов можно увидеть и классицизм, и неоклассицизм, и псевдоготику, и модерн, и русский стиль, и даже романский. В последнем выполнен усадебный дом в Полибине (Великолукский район) — здесь выросла знаменитая Софья Ковалевская. Пример псевдоготики — дворец Врангеля в деревне Торосово (Волосовский район), классики — дворец Альбрехтов-Сапожниковых в Котлах (Кингисеппский район) и Ропшинский дворец, особняки Демидовых в Тайцах и в Сиворицах (Никольском), Строгановых в Марьине (Тосненский район), неоклассики — особняк князя Гагарина в Холомках (Порховский район), а барочные элементы присущи дому Строгановых в Волышове (Порховский район). Кстати, Строгановы в Марьине отнесли хозпостройки подальше от дворца, а в Волышове их, в том числе огромную конюшню, включили в общий с домом двор, что совершенно не мешало пышности усадьбы.
Если верить статистике, именно классических особняков уцелело больше всего — советскому руководству всегда импонировал этот стиль как торжественный и отвечающий эстетическим запросам «нового человека».