— Александр Александрович, напомните, пожалуйста, читателям, когда ваша компания появилась на петербургском загородном рынке.

— Мы появились на этом рынке не так давно, в 2008 году. Но за нами стоял серьезный опыт немецкой компании Engel & Völkers, которая возникла намного раньше, в 1977 году. Эта компания образовалась в Гамбурге, и ее специализацией с самого начала стала продажа элитной жилой недвижимости. По всему миру открыто более 500 офисов Engel & Völkers, что говорит само за себя. Мы являемся лицензионным партнером этой компании, работаем на основе франчайзинга, используя всемирно известный бренд, а также методы работы немецких коллег. Сейчас в Петербурге уже открыты два офиса, к началу осени откроется третий — на Крестовском острове. Кроме того, планируется открытие офиса в Москве. И это расширение масштабов деятельности тоже довольно красноречиво, оно свидетельствует об успехах.
— Вы тоже работаете исключительно в элитном сегменте?
— Да, мы работаем в этом сегменте рынка, причем как в городе, так и за городом. Если говорить о пропорциях, то объекты загородного рынка составляют примерно 20% от общего числа объектов, с которыми мы работаем. Но это очень серьезные и дорогие объекты, так что суммы сделок, которые мы проводим на загородном рынке, весьма внушительные. Элитной недвижимостью заниматься, скажу честно, просто интересно. Объекты у нас в основном эксклюзивные, клиентура тоже эксклюзивная, а это все предполагает индивидуальный и творческий подход. В рамках нашей компании есть специальное подразделение, которое занимается только супердорогой недвижимостью, стоимостью свыше 10 млн евро, и там специфика работы проявляется особенно ярко. Вообще работа на каком-либо участке рынка — это залог специализации и основа профессионализма. Мы свой участок изучили более чем хорошо и освоили специфические методы работы на нем. Поверьте, наши методы заметно отличаются от тех, которые практикуют коллеги, работающие с недвижимостью бизнес-класса, а тем более экономкласса.
— И в чем же заключаются эти методы?
— В частности, в сегменте очень дорогой недвижимости мы практически не используем рекламу в общедоступных СМИ. Казалось бы, широкая реклама — весьма значимый фактор, она способствует скорейшей продаже или покупке объекта. Но в нашем случае она плохо работает либо не работает вовсе. Мы предпочитаем практиковать закрытые продажи и потому используем адресное оповещение потенциальных клиентов. У нас есть база данных, в которой собрана информация о потенциальных покупателях элитной недвижимости. А поскольку круг таких людей не столь велик и рекламу в общедоступных журналах они почти не смотрят, имеет смысл доводить до них информацию индивидуально. Читатель обычного журнала вряд ли будет приобретать недвижимость стоимостью несколько миллионов евро, значит, подобная реклама — пустая трата денег. У нас есть еще ряд инструментов, которые мы успешно используем.
— Какова нижняя ценовая граница объектов, с которыми вы работаете?
— Примерно 10–15 млн руб. Такую недвижимость дешевой, согласитесь, не назовешь. Но возможных приобретателей таких домов стало больше, и в журналы они заглядывают, и сайты в Интернете просматривают. Поэтому такие объекты вполне можно рекламировать согласно общепринятым стандартам, чем мы, собственно, и занимаемся. Если говорить о средней стоимости наших объектов, то это примерно 45 млн руб.

— В каких районах Санкт-Петербурга и Ленобласти вы предпочитаете работать?
— Наши предпочтения напрямую зависят от предпочтений клиентов, располагающих большими финансовыми средствами. В частности, в Санкт-Петербурге мы активно работаем на Крестовском и Каменном островах, что неудивительно. За городом мы привязаны в основном к Курортному району, и это тоже объясняется пристрастиями клиентов. Есть несколько объектов во Всеволожском и Выборгском районах, где мы делаем упор на качество объектов; если это девелоперский проект, важна внутренняя инфраструктура поселка. Наибольшим спросом пользуются объекты, расположенные в так называемом «золотом треугольнике» — между Репино, Комаровом и Ленинским.
— Сотрудничаете ли вы с компаниями, которые строят элитную недвижимость?
— Сотрудничаем. Помимо прочего, мы занимаемся консалтингом, и ряд компаний, которые хотят работать в данном сегменте, обращаются к нам за консультациями.
— Насколько велик ваш сегмент на загородном рынке? Достаточно ли в нем ликвидных и удачных во всех отношениях объектов недвижимости?
— За городом в нашем сегменте хороших предложений не так много. Можно сказать, что спрос на дорогие объекты серьезно превышает предложение. Если что-то привлекательное вдруг появляется на рынке, то уходит за считаные недели, при этом продажная цена может значительно превышать рыночную стоимость. Но есть ряд объектов, которые продаются годами.
— Используете ли вы методы работы, рекомендованные немецкими партнерами?
— Эти методы мы освоили и активно ими пользуемся. Собственно, для нас они уже не новые, мы стараемся их творчески развивать с учетом российской специфики. Немецкие партнеры тоже пользуются нашими наработками и ноу-хау, так что партнерство двустороннее.
— Возможно ли обучение персонала компании за рубежом?
— Да, и мы этим активно пользуемся. Существует ряд программ обучения, в которых участвуют в том числе и наши сотрудники. На совместных обучающих мероприятиях присутствуют представители офисов Engel & Völkers со всего мира, поэтому такой обмен информацией и опытом крайне ценен. Мы не застываем в стереотипах работы, а стараемся меняться к лучшему, стремимся развиваться.